0
2135
Газета Регионы России Интернет-версия

10.09.2012 00:00:00

Катастрофы системного характера

Тэги: авиация, авиакатастрофа


авиация, авиакатастрофа Ми-35 называют одним из самых удачных вертолетов Вооруженных сил России.
Фото РИА Новости

На минувшей неделе сразу две крупные авиационные катастрофы произошли в российских войсках. 6 сентября под Читой при выполнении учебного полета потерпел крушение военный самолет МиГ-29, погиб пилот подполковник Альберт Хаджияров. Спустя двое суток в Дагестане, в районе военной базы спецназа Минобороны под Ботлихом, врезался в скалу новейший военный вертолет Ми-35. Погибли все четверо находившихся на борту офицеров (трое членов экипажа и один представитель командования воздушного соединения). Предварительный анализ этих и других ЧП, приведших к гибели личного состава, показывает, что они носят системный характер и в известной степени вызваны негативными факторами, имеющимися в повседневной деятельности армии и флота.

Как сообщили «НГ» в Главном военно-следственном управлении, по факту падения МиГ-29 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). В причинах второй авиакатастрофы военные юристы и комиссия Минобороны еще только разбираются. Но предварительные данные показывают, что обстрела вертолета с земли не было, хотя тот и выполнял боевую задачу. По всей видимости, причины катастрофы здесь так же, как и в трагедии под Читой, связаны с человеческим фактором.

«Вертолет Ми-35 – одна из лучших боевых винтокрылых машин ударной авиации в мире. Машина очень надежна в эксплуатации. Я полностью исключаю, что катастрофа Ми-35 произошла по техническим причинам», – заявил «НГ» бывший командующий армейской авиации (АА) Сухопутных войск ВС РФ, Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Павлов. Он считает, причины катастрофы, возможно, могут быть связаны с теми или иными действиями экипажа, плохими погодными условиями, ошибками командования в постановке боевой задачи, а также с нарушениями дисциплины полетов. При этом Павлов не исключил, что при разборе причин авиакатастрофы просто найдут крайних, «возьмут за основу мнение какого-нибудь начальника и на этом все закончится».

Делать такие выводы у Павлова есть основания. Как известно, он, герой афганской войны, заслуженный летчик и авторитетный руководитель, был освобожден от должности командующего армейской авиации в связи с катастрофой военно-транспортного вертолета Ми-26 в августе 2002 года в Чечне. Тогда погибли более 120 военнослужащих. Павлов до сих пор считает, что в причинах той трагедии руководство Минобороны досконально не разобралось. Но выводы последовали жесткие. Армейскую авиацию после ЧП вывели из состава Сухопутных войск и переподчинили руководству Военно-воздушных сил. Стала ли от этого эффективнее армейская авиация, сказать трудно. Судя по опыту афганской войны и двух чеченских кампаний, как считает Павлов, именно грамотное взаимодействие боевых вертолетов с пехотой обеспечивало успех выполнения боевых задач. Сейчас, как известно, его мнение поддерживает и говорит о необходимости переподчинения АА сухопутному командованию другой военачальник – тоже герой, правда чеченской войны, командующий ВДВ Владимир Шаманов. Но какой смысл требовать переподчинения АА, если новых вертолетов в армии еще крайне мало? Согласно открытой информации, в ВС РФ на вооружении числилось всего 12 Ми-35. После авиакатастрофы в Дагестане их осталось 11. Для сравнения: в странах Латинской Америки (Венесуэле и Бразилии), куда Ми-35 экспортируются, их гораздо больше – около 20 единиц. Хотя в планах перевооружения вертолетного парка Российской армии цифры заявлены огромные. Согласно Государственной программе вооружений – 2020, в ближайшие восемь лет армия и флот должны пополниться 1500 боевыми авиационными летательными аппаратами, треть из которых должны составить новые вертолеты – Ми-8, Ми-35М, Ми-28Н, Ка-52 и т.п.

Но это все только планы. А реалии куда более прозаичные. «Новая техника останется грудой металла, если для нее не будут подготовлены специалисты. Средний налет на один экипаж боевого вертолета в 2011 году составил в ВС РФ чуть более 70 часов. Для сравнения: в армии США этот показатель составляет более 250 часов в год. Отсутствие необходимого у летчика опыта является одной из главных причин многих летных происшествий», – считает офицер ВВС России, не пожелавший называть свою фамилию. При этом на подготовке летного состава, по его мнению, не лучшим образом сказались реформы, проведенные в системе вузов и боевой учебы: «Их укрупнение пока не сказалось на качестве подготовки офицеров, а введенные лимиты ГСМ по-прежнему тормозят процесс совершенствования в ВВС боевого мастерства летчиков».

Руководитель Центра военного прогнозирования, кандидат военных наук Анатолий Цыганок считает, что нынешние потери армии, и особенно ВВС, спецназа и т.п., растут, когда они выполняют экстремальные задачи, иногда и в боевых условиях. При этом потери военнослужащих необязательно обусловлены действиями противника. По данным эксперта, «мирное» падение в пропасть Ми-35 в Дагестане под Ботлихом, где орудуют боевики, – не единственное ЧП за последнее время. В августе в ходе боевого марша там упала в реку боевая машина десанта спецназа ВДВ. Погибли двое солдат, трое были ранены. А в июне 2010 года там же потерпел крушение ударный вертолет Ми-24. При этом причина крушения, как и в случае с Ми-35, – столкновение с горой. Тогда только по счастливой случайности обошлось без жертв. «Учить войска тому, что необходимо на войне, – этот принцип боевой учебы никто не отменял. Если же этого нет – или идут послабления, условности, или возникают различного рода ЧП и катастрофы», – считает Цыганок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
540
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
510
Пять книг недели

Пять книг недели

0
282
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
475