0
1745
Газета Наука и технологии Интернет-версия

24.03.2004 00:00:00

Северное слияние

Андрей Юревич

Об авторе: Андрей Владиславович Юревич - доктор психологических наук, директор Центра науковедения Института истории естествознания и техники РАН.

Тэги: минобразования, миннауки, слияние, опрос


минобразования, миннауки, слияние, опрос Ответы респондентов на вопрос: «Как вы относитесь к объединению Министерства науки и Министерства образования?»

Центр науковедения Института истории естествознания и техники РАН на сей раз провел опрос, посвященный объединению нашей науки и системы образования в одном ведомстве. Опросом было охвачено около 200 представителей нашего научного сообщества, которые занимаются исследовательской деятельностью и при этом преподают в вузах, имея отношение и к науке, и к образованию. Опрошенным были заданы два вопроса: «Как вы относитесь к объединению Министерства науки и Министерства образования?» и «Что вы ожидаете от слияния этих ведомств?»

Оценивших слияние двух ведомств положительно почти в два раза больше, чем давших ему отрицательную оценку. То есть эта инициатива правительства нашла поддержку у значительной части нашего научно-образовательного сообщества. Доля скептиков, впрочем, тоже достаточно велика – как и доля тех, кто не имеет определенного мнения по данному вопросу. Часть опрошенных дала другие варианты ответа: «отношение неоднозначное», «есть свои плюсы, но больше минусов» и т.п. А относительно небольшой процент выбравших вариант ответа «Никак» свидетельствует о том, что слияние двух ведомств воспринимается не как аппаратно-бюрократическая игра, а как серьезная попытка сблизить науку и образование.

Ответы на второй вопрос продемонстрировали, что именно респонденты ожидают от этого слияния, и во многом объяснили мотивы ответов на первый. Респонденты акцентировали то обстоятельство, что в большинстве развитых стран наука объединена в одном министерстве именно с системой образования, а не с промышленностью, как было у нас, и соответственно данная инициатива власти приближает нас к международным стандартам.

Глубже рефлексирующие респонденты отмечали также, что объединение науки с промышленностью в условиях нынешнего состояния отечественного наукоемкого производства – это, по существу, «брак нищих», который не может сделать богаче ни одного из них, в то время как наша система высшего образования сейчас «накачана» деньгами, и союз с ней для науки более перспективен. Освобождение науки от принудительного союза с промышленностью получило их одобрительную оценку и само по себе. Подобные рассуждения, в общем, воспроизводят распространенный науковедческий аргумент, согласно которому в современной России образовательная функция науки, состоящая в подпитке – «мозгами» и идеями – системы высшего образования, востребована куда больше, чем ее технологическая функция, заключающаяся в разработке новых технологий, ибо их главный потребитель – наукоемкое производство – пребывает у нас в плачевном состоянии, а законы, призванные стимулировать его развитие, отсутствуют.

В качестве аргументов в пользу слияния двух ведомств звучала и надежда на то, что, «если два аппарата сольются в один, возможно, сократится число чиновников», хотя, как показывает и отечественный, и мировой опыт, от административных реформ чиновников становится не меньше, а больше. Возлагались надежды также на то, что теперь наши научные работники и преподаватели вузов объединятся в одну сплоченную группу, что позволит повысить их лоббистский потенциал (в этой связи вспоминаются совместные манифестации ученых и преподавателей в Англии и в других странах, позволившие им добиться значительных успехов в повышении заработной платы и т.п.).

Основные опасения состояли в том, что «объединенное министерство будет озабочено в первую очередь тяжелым положением школ, техникумов и вузов, и у него руки не дойдут до науки»; «у нас нет ни внятной политики в сфере науки, ни внятной политики в сфере образования, а объединение двух невнятных политик внятной политики не породит»; «с образованием плохо справлялось даже самостоятельное министерство, а департамент в объединенном министерстве справится еще хуже»; «интеграция науки и системы образования должна осуществляться органично, а не путем объединения министерств»; «теперь меньше станут заниматься и наукой, и образованием» и т.п.

Была обозначена и опасность слишком форсированного объединения науки и образования (например, таким образом: «теперь от ученых будут требовать, чтобы они преподавали, а от вузовских преподавателей – чтобы они обязательно занимались наукой»), а также опасения в связи с тем, что в современной России ученых «гонит в вузы нищенская зарплата научных сотрудников, а не предрасположенность к преподаванию», в результате чего во многих, особенно в «свежеиспеченных», вузах преподает «кто попало», и общий уровень преподавания снижается. Прозвучало и мнение о том, что наука заслуживает ее выделения в отдельное ведомство – даже в условиях сокращения количества ведомств, а ее «перманентное присоединение к чему-нибудь еще» говорит о том, что власть имущие не воспринимают ее как «что-то отдельное и уникальное». Сам факт объединения ведомств иногда рассматривался как свидетельство отсутствия у нашего государства внятной и последовательной научной политики: «пытались объединить науку с промышленностью, это ничего не дало, теперь пытаются объединить с образованием; если опять ничего хорошего не получится, объединят с чем-нибудь еще». И это действительно не исключено.

Несмотря на то что противников объединения в одном ведомстве науки и образования оказалось почти в два раза меньше, чем сторонников, их аргументы были более многочисленными, что хорошо вписывается в известную психологическую закономерность: недовольство всегда более артикулировано, чем удовлетворение.

И все же возобладала умеренно оптимистическая позиция, согласно которой хорошо, что власти предержащие все же помнят о науке, проявляют озабоченность ее состоянием и объединяют с чем-то родственным ей, а, скажем, не со спортом или водным хозяйством. Так что в данном случае наше научно-образовательное сообщество не выразило традиционного негативизма в отношении власти и ее действий, а его значительная часть ожидает от административных перемен в своем ведомстве изменений к лучшему. Очень хотелось бы, чтобы эти ожидания сбылись.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
551
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
681
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
202
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
761

Другие новости