09.06.2004 00:00:00

Шесть миллиардов лет в пыли

Тэги: вселенная, звезды, пыль, человек, происхождение

вселенная, звезды, пыль, человек, происхождение Зонды для исследования вещества комет и звездной пыли помогут ученым в изучении ранней истории Солнечной системы.

Японские ученые обнаружили занесенные на Землю из космоса частицы звездной пыли, которые, возможно, образовались еще до формирования Солнечной системы. Они содержатся в двух небольших метеоритах, найденных в пустынях Марокко и Алжира.

Ученые из Токийского промышленного университета под руководством профессора астрономии Ясуки Касиямото исследовали состав таинственных частиц с помощью новейшего цифрового оптического оборудования.

«Звездная пыль – это рассеянные в космосе частицы минералов, образованные преимущественно из атомов умирающих и взрывающихся звезд, – пояснил нам ведущий советник NASA академик Роальд Сагдеев. – Такие космические песчинки стали главным сырьем для формирования Земли и других планет. Изучая их, исследователи надеются прояснить историю зарождения Солнечной и других звездных систем. Подобное открытие можно назвать сенсацией в мире науки. Ведь раньше ученым приходилось довольствоваться пробами кометной пыли, частицы которой добывались в момент прохождения этих небесных тел вблизи орбиты Земли».

По словам ученого, в африканских метеоритах обнаружены семь пылинок, самая большая из которых – размером один микрометр (одна тысячная миллиметра), предположительно отделившихся от двух разных звезд до зарождения Солнечной системы, чей возраст оценивается в 4,6 млрд. лет. По химическому составу частицы относятся к классу силикатов – важнейших породообразующих минералов, составляющих 80% массы земной коры. Никто не знает, сколько им лет, однако самый приблизительный подсчет показывает, что никак не менее шести миллиардов.

«Это открытие, возможно, прольет свет и на тайну происхождения человека, который давно не влезает в узкие штанишки теории Дарвина, – считает академик Сагдеев. – Согласно модной сейчас гипотезе, принадлежащей французскому биофизику Марселю Лавуантье, современный человек состоит из звездной пыли и базовых элементов, возникших во время трех ключевых периодов в образовании космоса. Французские ученые пришли к этому неожиданному выводу после проведения глубокого химического анализа основ человеческого организма».

Как оказалось, каждый представитель вида гомо сапиенс состоит из веществ, возникших в ключевые моменты развития Вселенной. Примерно десять процентов массы его тела приходится на водород, который образовался в первые доли секунд после так называемого Большого Взрыва, в результате которого и образовалась Вселенная. Кроме того, организм содержит в среднем 45,5 кг кислорода, 12,5 кг углерода, 2,1 кг азота, 1 кг кальция, 700 г фосфата, появление которых связано со следующей фазой – образованием планет. Третья химическая основа человеческого организма относится к периоду появления ядер в центре звезд. Так, в среднестатистическом человеке находится 2 г цинка, 0,15 г меди, следы никеля, кобальта, свинца и молибдена.

Волей-неволей тут задумаешься о справедливости библейского сюжета о появлении человека, созданного из «праха земли». По крайней мере химический анализ подтверждает этот сценарий.

Впрочем, космическая пыль уже не первый раз становится объектом пристального изучения. Правда, не такая древняя, как нашли японские исследователи.

В январе нынешнего года впервые за все время изучения космоса ученым удалось взять пробы звездной пыли из хвоста кометы. Американский зонд, который так и назывался – «Стардаст» («Звездная пыль») прошел всего в 230 километрах от ядра кометы «Вильд-2». Специальной ловушкой аппарат собрал образцы вещества из ее хвоста, в том числе и частички кометной пыли, и сделал несколько десятков фотографий. Встреча с кометой произошла на расстоянии 389 млн. километров от Земли. Как ожидается, полученные образцы «Стардаст» доставит на Землю в январе 2006 года.

Запущенный NASA аппарат шел к своей цели пять лет. Комета, диаметр ядра которой составляет 5,4 километра, пронеслась мимо 5-метрового зонда на скорости в 21 960 км/ч. Управление полетом происходит из лаборатории NASA в Пасадене в штате Калифорния. Ученые надеются, что благодаря случившемуся станет возможным понять состав комет и продвинуться в изучении ранней истории Солнечной системы.