08.06.2005 00:00:00

Небо в алмазах

Тэги: космос, вселенная, углерод, исследования, лоддерс

космос, вселенная, углерод, исследования, лоддерс Планеты, вращающиеся вокруг других звезд (а таких звезд уже обнаружено более сотни), в большинстве своем должны содержать большое количество углерода.
Фото PetraSoft

Так называемые экзопланеты, то есть планеты, вращающиеся вокруг других звезд (а таких звезд уже обнаружено более сотни), в большинстве своем должны содержать большое количество углерода, поскольку они возникли в результате конденсации угольной пыли и газа. То есть их поверхность вместо привычных для нас кремниево-кальциевых камней и производной от них почвы должна представлять собой что-то мягкое и смолистое, под которой скрывается нагромождение карборунда – силикона кремния, – ну, по крайней мере для планет, близких по размеру к Земле. Поглубже должны быть расположены толстые слои чистого углерода, который под давлением должен преобразоваться, как мы знаем из школьной физики, сначала в графит, а потом в... алмаз.

Так получается по опубликованным недавно расчетам двух американских физиков – Марка Кучнера из Принстонского университета и Сары Зигер из Университета Карнеги. Кстати, по их данным получается, что на подобных планетах должны существовать метановые или нефтяные озера, реки, моря и океаны – вместо воды.

Эти планеты находятся от нас очень далеко, на расстояниях, пока или навсегда просто недостижимых. До них – сотни и тысячи световых лет, хотя в данном случае счет было бы правильнее вести на световые жизни. Так что мы принуждены смотреть на эти алмазные кладовые с равнодушием инкассаторов, глядящих на перевозимые ими миллионы долларов. Мы вообще на многое принуждены так смотреть, такова жизнь.

Однако, может быть, несметные сокровища, способные обесценить миллионы мировых бюджетов, лежат немного поближе, ведь расчеты сделаны на основе гипотезы другого американского физика, Кэтрин Лоддерс из Вашингтонского университета, появившейся в прошлом году и основанной на наблюдениях за Юпитером и сенсационной посадкой зонда «Гюйгенс» на его спутник Титан, обладающий метановой атмосферой и, по всей видимости, метановыми «водоемами» различной емкости.

Считается, что планеты Солнечной системы имеют ядра из железа, никеля и кальция. Эти химические элементы должны были первыми сконденсироваться из газопылевого облака, когда-то окружавшего Солнце, и поэтому такое предположение более чем естественно. Однако по гипотезе Лоддерс, в таком газопылевом облаке должна была образоваться «смоляная линия», кольцо вокруг Солнца, в котором аккумулировались, а затем и конденсировались во что-то более существенное частички материала, богатые углеродом. Рожденные там булыжники, называемые углеродистыми хондритами и время от времени посещающие нашу Землю, в которых часто находят графит и даже частицы алмазов, служат косвенным подтверждением этой гипотезы. Но внутри «смоляной линии» вполне могло образоваться и что-то более существенное, чем булыжник, – например планета, сходная по размеру с Землей. Такая, как Титан. Планета с нефтяными морями, скрывающими под собой алмазную твердь.

В Галактике полно миров, где из-за недостатка кислорода и переизбытка углерода «смоляная линия» намного шире и планеты там, если они вообще есть, формировались не в камень, а в углеродистые соединения. Больше всего таких миров находится по соседству от центра Галактики, но есть и поближе – так, например, первая же звезда с планетной системой, обнаруженная астрономами в 1991 году (PSR 1257+12), относится именно к углеродным мирам и имеет три планеты – две размером с Землю и одну размером с Луну. Правда, находится она тоже не так чтобы на расстоянии протянутой руки – до нее 1000 световых лет.

В принципе на таких планетах, считают ученые, может зародиться и жизнь, кардинально отличающаяся от нашей. По всей видимости, разумные обитатели этих планет должны быть очень миролюбивыми и драться только дубинами – ведь в мире нефти и метана не только не выстрелишь, но даже спичкой не чиркнешь. Впрочем, несмотря на их миролюбие, встреча с ними не очень желательна – дыша метаном, они вполне могут выдыхать какой-нибудь там иприт, что уж там говорить о глубоко спрятанных алмазных пластах┘

Все это очень далеко и представляет исключительно академический интерес, но для будущих космических кладоискателей есть куда более близкое поле деятельности, чем даже Титан, – астероиды, рожденные вне «смоляного кольца». В 1999 году, как, возможно, помнит читатель, очень много шума было по поводу астероида «Эрос» и благополучной высадки на него американской космической станции NEAR. Астероид этот оказался окружен множеством тайн, однако интересен и его химический состав. В 2900 кубических километрах вещества, из которого состоит Эрос, содержится 20 млрд. тонн алюминия, столько же платины, золота и других благородных металлов. Другими словами, совсем неподалеку от нас летает готовая золотая, платиновая, алюминиевая и редкоземельная шахта, запасы которой оцениваются примерно в 20–30 трлн. долл. Разрабатывать такую шахту сегодня земляне не в состоянии, однако это не значит, что в будущем такие возможности не появятся. Уже разрабатываются процедуры извлечения астероидных ископаемых и оборудование, работающее на энергии Солнца. А там, глядишь, дойдет дело и до порождений «смоляного кольца».