0
4863
Газета Наука и технологии Интернет-версия

08.10.2008 00:00:00

Арабы во множественном числе

Семен Козлов

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов - кандидат исторических наук, этнолог.

Тэги: арабы, группы, ближний восток


арабы, группы, ближний восток Ислам – отнюдь не единственная религия, которую исповедуют разные арабские этнические группы.
Фото Reuters

Как известно, у евреев-израильтян не самые лучшие отношения с арабами – так уж сложилось в XX веке. Однако есть арабская группа на севере Израиля, с которой взаимоотношения, можно сказать, замечательные. Это друзы, их в стране сейчас около 120 тыс. человек. Они служат в израильской армии, полиции, пограничных частях – настолько им доверяют. Живут друзы также в Ливане, Сирии, в других странах Ближнего Востока и в иных регионах мира, всего их около 1,5 млн. человек.

Посвященные и совершенные

Будучи по происхождению, языку, многим элементам культуры частью ближневосточного арабского мира, друзы, в силу их конфессиональной специфики, являются особой общностью внутри этого мира со своей особенной позицией по всем вопросам.

Община друзов выделилась из исмаилитов (одна из основных шиитских сект в исламе) в XI веке. Ее название восходит к имени ад-Дарази, который, находясь на службе у исмаилитского халифа Египта аль-Хакима (XI в.), пришел к мысли о его божественности. Сами друзы называют себя «аль-муваххидун» («исповедующие единство Божие»). В Египте Дарази единомышленников почти не нашел; однако в горных районах Сирии и Ливана их неожиданно оказалось немало.

В религиозной системе друзов причудливо сочетаются элементы зороастризма и христианства, ислама и доисламских верований. Среди главных пунктов – возможность воплощения Бога в человеке, вера в переселение душ. В отличие от ортодоксальных мусульман друзы не признают нормы шариата (исламского права, принципов и правил поведения во всех сферах жизни); они не совершают обряд обрезания, употребляют алкогольные напитки.

Община друзов закрыта для прозелитов; это очень замкнутая, строго эндогамная группа (браки заключаются только между единоверцами).

Религиозная доктрина друзов эзотерична: полностью она известна лишь тем, кого называют уккаль (посвященные), избранная часть которых – аджавид (совершенные). Остальные (то есть большинство), независимо от их социального статуса, который может быть весьма высоким (политики, крупные чиновники, бизнесмены), это – джуххаль (неведающие, непосвященные).

Этнические маркеры

Когда часть этноса объединена (и, соответственно, отъединена) особым религиозным учением, отличным от той религии, которой привержено большинство этого народа, то у нее могут сформироваться специфические черты быта, культуры. Если эти особенности, связанные с религиозными представлениями и культом ритуалы, обычаи, традиции становятся своеобразными этническими чертами, этническими маркерами группы, то этнологи квалифицируют ее как этноконфессиональную общность.

Как правило, у такой группы возникает свое общинное самосознание («мы – не идентичны всему этому народу, мы – особенные, отдельные от него»), с которым связано и особое самоназвание (и особое называние ее «со стороны» – и со стороны данного народа, и других народов, контактирующих с этой группой). Друзы – типичная этноконфессиональная общность.

Для членов таких групп характерна прочная, практически не поддающаяся эрозии самоидентификация со своей общиной. Друз остается друзом и в Европе, и в Африке, в любой стране, в любом окружении. Такие общности (и в целом, и небольшие группы их, и отдельные их члены) чрезвычайно устойчивы к ассимиляции – охраняемые, защищаемые от нее их специфичным (и очень консервативным) религиозным комплексом, который определяет их самосознание, поведение, взаимоотношения с окружающим миром. Им свойственна обычно и своя позиция в таких сферах, как идеология и политика (что демонстрирует, например, отношение друзов к арабо-израильскому противостоянию).

Две сущности, одна воля

Этноконфессиональные группы есть во многих народах, в разных регионах. В составе русских это старообрядцы и молокане; среди татар Волго-Уральского региона – кряшены (крещеные татары); в грузинском этносе – аджарцы и ингилойцы (мусульмане-сунниты). Немало таких общностей на Ближнем и Среднем Востоке.

На Севере Ливана живут марониты – этноконфессиональная группа в составе ливанских арабов. Они христиане-католики. Как и друзов, их можно встретить и в странах региона, и в более дальних краях. Название – по имени сирийского аскета-отшельника Мара Марона (IV – начало V века). Община сформировалась в северо-западной части Сирии в V–VII веках. Стержнем ее теологии стала идея монофелитства (от греч. monos – один, единств., thelema – воля). В отличие от ортодоксальной христианской догмы, признающей в Христе две природы – божественную и человеческую, и монофизитства, видящего в Христе только одну природу – божественную, монофелиты признают, что Иисус Христос обладал двумя природами, но одной волей (богочеловеческой).

Во второй половине VII–VIII веков маронитские монахи и их сторонники переселились в горные районы Северного Ливана, где часть населения переняла их религиозные представления.

Во время крестовых походов (XII–XIII века) марониты поддержали крестоносцев – и с оружием в руках (отряды лучников), и как проводники и переводчики. В государствах крестоносцев они занимали привилегированное положение. В эту же эпоху начались контакты лидеров маронитской общины с Ватиканом. Верховенство Римского Папы, признаваемое с XIII века, окончательно было оформлено на Ливанском соборе в 1736 году (основные догматы католицизма маронитская церковь приняла еще в 1596 году). Однако марониты сохранили свою обрядность и культурно-догматическую самобытность. Богослужение ведется частично на арабском, частично на сирийском языке (один из семитских языков, ставший языком культа у разных конфессиональных групп в регионе, о котором идет речь). Маронитское духовенство не придерживается целибата (безбрачия), обязательного для католических священников.

Марониты активно участвуют в общественно-политической жизни Ливана. В соответствии с «Национальным пактом» 1943 года должность президента страны и ряд важных правительственных постов зарезервированы за маронитской общиной.

Из президентского клана

Нусайриты (нусайрийя) – тоже очень особая группа арабов – живут в Сирии, Турции, Северном Ливане. Название их – от имени шиитского богослова IX века Мухаммеда ибн Нусайра; более позднее их наименование – алавиты (от араб. «алавийун», «сторонники Али»).

Возникла община в X веке в Северной Сирии. В религии нусайритов можно найти идеи и представления шиитов-исмаилитов, христианства, гностицизма, древневосточных астральных культов. Бог, по их учению, это единство трех ипостасей (Смысл, Имя, Врата), которые могут воплощаться в пророках. Они признают божественность Иисуса, почитают его учеников-апостолов и священные книги христианства, отмечают Рождество и Пасху. Однако в основе их священного писания (Китаб аль-Маджму) лежит текст Корана. При этом они отвергают обрядовые и моральные запреты ислама. Из астральных культов к ним пришло почитание Солнца, Луны, звезд. Нусайриты верят в переселение душ.

Как и у друзов, в общине нусайритов есть элита – посвященные (хасса) и непосвященные (амма). У первых – свои священные книги, скрытый смысл которых для непосвященных недоступен.

В Сирии к нусайритам относятся более двух третей арабов-шиитов (около 1,5 млн. человек), в том числе клан президента страны Асада, многие чиновники высоких и высших рангов, офицеры и генералы, бизнесмены.

Горожане Верхнего Египта

Самая крупная арабская этноконфессиональная группа – это копты, часть египетских арабов. Собственно, название их и означает «египтянин» (от греческого – aigyptios). Они – потомки древних египтян, принявшие христианство (монофизитского направления) еще в I веке; их церковь (официально она называется Коптская православная церковь) – одна из древнейших христианских церквей, во главе с Патриархом. В наши дни только в Египте у нее более 8 млн. приверженцев. Небольшие группы коптов живут в Судане, Ливии, США, ряде других стран.

Египет был завоеван арабами в 639–642 годах, став позднее частью Арабского халифата. Современные египетские арабы сформировались как этнос в процессе смешения коренного населения (коптов, берберов и др.) с арабами, отдельные группы которых проникали и оседали в Египте еще в I тыс. до н.э.

После джихада VII века быстро шел процесс исламизации местного населения; переход на язык завоевателей оказался более длительным процессом, он занял несколько столетий, завершившись в основном в XIV веке. Дольше всех – тысячу лет, до XVII века, – противились арабизации египетские христиане, копты – горожане Верхнего Египта. Но и потом – по сей день – коптский язык (последняя стадия эволюции языка древних египтян) сохранился как язык богослужебных книг, частично – как язык литургии (наряду с арабским, по преимуществу). В основе коптской письменности лежит греческий алфавит.

Влияние ислама, исламской культуры проявилось в том, что молятся копты, вымыв руки и повернувшись лицом к Востоку, в головных уборах (но снимают обувь при входе в церковь, как это делают мусульмане, входя в мечеть). Литургия сопровождается пением и музицированием на флейте и ударных инструментах. Распространен среди коптов обычай обрезания крайней плоти у мальчиков (как это делалось, впрочем, еще в Древнем Египте).

Браки заключаются, как правило, только с единоверцами, и это – один из главных факторов сохранения коптской общности как особой группы.

Нестандартные группы

На юге Ирака и в прилегающих районах Ирана живет еще одна «нестандартная» арабская группа – сабии (от арамейского «саби» – погружать в воду); называют их также мандеи, назореи, наорайе д’Иахйа («исполнители заветов св. Иоанна (Крестителя)» – это их самоназвание). В середине 1990-х годов их было 45–50 тыс. человек. Разговорный язык – арабский, язык священных книг и культа – арамейский.

Религия сабиев – мандеизм («манда» – «знание» на восточноарамейском языке). Возникла она в Двуречье либо незадолго до н.э., либо в I–II веках н.э. В ней, как и в ряде других религий Ближнего Востока, переплелись элементы разных верований народов этого региона. Бог, творец и распорядитель всего, помогает людям через посланника-спасителя, который принес на Землю Откровение Всевышнего. Главная священная книга сабиев – «Гинза» («Сокровище»). Один из самых почитаемых святых – Иоанн Креститель. Обряд крещения совершается обязательно в проточной воде. Для сабиев вообще характерен культ воды, рек, на берегах которых они живут; воду пьют только речную.

Как и другие подобные группы, община сабиев строго эндогамна. Для них характерно многоженство, стремление иметь как можно больше детей (что осознается как выполнение долга перед Создателем).

В этом же регионе проживает еще одна интересная этноконфессиональная общность, но не из арабского мира; это езиды (йезиды; езди), субэтническая группа курдов. Их около полумиллиона человек (впрочем, по их собственной статистике, цифра эта в 5–6 раз больше); расселены в основном в Ираке и Турции; говорят на диалекте курдского языка (один из иранских языков).

В религии езидов – и элементы, и целые комплексы из ислама и христианства (в варианте несторианства), иудаизма и зороастризма. Они признают и Коран, и Библию; почитают как пророков Моисея, Иисуса Христа, Мохаммеда; от христиан переняли обряд крещения, от иудеев и мусульман – обрезание крайней плоти у мальчиков. Их главные священные тексты – «Книга откровений» и «Черная книга», где изложена (тайнописью) доктрина езидизма.

Основателем религии езидов считается шейх Ади (XI век), он почитается как святой и пророк. Посвященный ему храм и его могила (в Ираке, район города Мосула) – место паломничества езидов.

Дуалистически представляя действующие в мире силы, они поклоняются и светлому, доброму началу (олицетворение которого – Бог – демиург Езд), и темному, негативному (его изображают в виде красивого павлина, называется он Малаки-Тауз); при этом почитание, умилостивление последнего особенно активно, часто, многообразно (чтобы не причинил зла, не наслал беды┘).

В общественном устройстве езидов сохраняется деление на касты муридов (миряне) и руани (духовные лица, во главе которых стоят шейхи); на вершине социальной пирамиды – шейх – потомок шейха Ади.

Религия езидов, связанные с нею ритуалы, формы и нормы социальной жизни, выраженное групповое самосознание настолько выделяют их, отличают от остальных курдов, что фактически они уже стали отдельным от курдов этносом (либо процесс этот – на завершающей стадии).

* * *

В заключение важно, думаю, подчеркнуть, что в арабских/исламских странах конфессионально-общинное сознание и в наше время сплошь и рядом превалирует над общеэтническим, определяя позицию и группы в целом, и каждого из ее членов практически во всех вопросах. Когда мы говорим «Восток – дело тонкое», необходимо знать и учитывать и эту составляющую данной формулы – я имею в виду этноконфессиональную специфику человека, группы. Иногда она может оказаться решающей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
715
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
829
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
254
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
994

Другие новости