0
8316
Газета Наука Интернет-версия

11.03.2009 00:00:00

Больше не могу молчать об "Иркутской трагедии" (часть 3)


Предыдущая часть...

В этом разделе будет сказано о борьбе, о драматических событиях, обмане, о скоропостижных решениях, о судах и развязке.

КОРОТКО О САМОЛЕТЕ

Перед возобновлением эксплуатации самолет, баки которого не были заполнены керосином, стоял около двух лет, накапливая естественным образом конденсат воды. Затем самолет был введен в строй, выполнил рейс на Кубу и во Вьетнам, где стоял несколько суток, когда там шли тропические ливни, и воздух был напитан влагой.

О БОРЬБЕ И ОТСТАИВАНИИ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Распоряжением Госкомиссии полеты самолетов Ан-124 ВВС РФ после «Иркутской катастрофы» были приостановлены до выяснения причин катастрофы и введения необходимых мероприятий. Акт был сверстан. В нем указывалось, что причиной катастрофы явились недостаточные запасы газодинамической устойчивости двигателей Д-18Т (помпажи двух двигателей) и отказ электромагнитного клапана, приведший к остановке третьего двигателя (этот отказавший электроклапан был извлечен из обломков обгоревшего двигателя). Мной, моими коллегами и друзьями предпринимались меры, чтобы этот Акт не был утвержден. Я обращался в институты, лично к премьер-министру России господину Черномырдину В.С., в АР МАК (к госпоже Анодиной Т.Г.), к правительству Украины, к Президенту Украины, выступал с докладами в институтах, в печати и на телевидении. Это задерживало утверждение акта Госкомиссии. Господин Черномырдин В.С. не подписывал Акт и требовал, чтобы заключение было согласовано с институтами, разработчиком двигателя, а также выработаны совместные рекомендации. Дело напоминало драму без конца.

Создалась малоприятная, нервная обстановка.

МАЛОДУШИЕ ИЛИ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ?

В 1998 году исполнялось десятилетие с начала эксплуатации компанией «Волга-Днепр» самолетов Ан-124. Были намечены большая пресс-конференция и, конечно, мероприятия. Я выехал в г.Москву с намерением сказать в прямом эфире и во всеуслышание о моем видении причины, приведшей к «Иркутской трагедии». При встрече с организаторами конференции мне было заявлено: «Если начнете говорить о своей «ледовой» версии – мы прекратим пресс-конференцию и уходим, а Вы оставайтесь один». Перед началом пресс-конференции появился генерал-лейтенант Ю., у меня с ним были давние и дружеские отношения. Поздоровались. Он сказал: «Хотя на пресс-конференции будет идти речь о гражданских коммерческих самолетах, я пришел специально, чтобы поучаствовать в пресс-конференции и встретиться с Вами».. «Вы должны работать, и сделаете еще очень много, но на этой конференции не должны говорить ни слова о Вашей версии, - он сказал. - На заданный вопрос Вам и мне об «Иркутской катастрофе» необходимо дать такой ответ: «Работает Госкомиссия. Когда она закончит свою работу, будет известна причина». Помолчав, добавил: «Так надо». Наступило мучительное раздумье. Действительно: «Вопрос - с точки зрения понимания его – сложнейший. Нигде в технической литературе об этом не упоминается, никогда и никем такие комплексные испытания не проводились┘ Назвать только причину, приведшую к катастрофе самолета, – мало. Надо ответить на вопрос - что делать? К тому же, этот вопрос превратился в политический, вышел на уровень правительств Украины и России. Журналисты разные┘ всего не скажешь».

А главное: «НАДО ДОКАЗАТЬ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕХ АРГУМЕНТОВ ЧЛЕНОВ ГОСКОМИССИИ И ОБОСНОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРИЧИНЫ, НО И ОБЪЯСНИТЬ ВЕСЬ МЕХАНИЗМ И ПРОЦЕСС ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ. ПРЕДЛОЖИТЬ КОНКРЕТНЫЕ НЕОПРОВЕРЖИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ». «Когда все это будет сделано, надо написать серьезную статью».

Подошли ко мне товарищи из компании «Волга-Днепр». Один, В. сказал: «Ф.М., если Вы будете говорить о своей версии, все может случиться. Вот эта дверь – это запасной выход, дверь открыта, внизу стоит автомобиль. Вот Вам пропуск и оплаченный номер в такой гостинице, где Вас никто не будет искать». Мой ответ: «Ничего не понадобится, скажу как надо». Именно так мы ответили с Ю. на первый заданный вопрос, о причине авиакатастрофы. Что это с моей стороны? Малодушие или здравый смысл?

ОБМАН

Прошло четыре месяца, а самолеты ВВС России не летали, эксплуатация гражданских самолетов не приостанавливалась. Акт Госкомиссией не был утвержден. Я настаивал на выполнении двух требований:

- вскрыть расходные баки шести самолетов, стоящих на аэродроме, и проверить топливо на наличие воды либо льдообразований в баках;

- выполнить повторный рейс во Вьетнам и обратно, по прилету вскрыть расходные баки самолета и сделать такую же проверку топлива.

На состоявшемся в марте месяце 1998 года заседании Госкомиссии было доложено, что были вскрыты расходные баки шести самолетов и имеются акты. Воды и льдообразований в баках и в топливе не обнаружено???

Ко мне подошли два генерал-полковника и спросили: «Есть ли мероприятия, которые могли бы быть быстро внедрены, и были бы увеличены запасы газодинамической устойчивости двигателя?». Ответ: «Да, есть, но при этом ухудшится на 2,5-3% экономичность».

Мы договорились о внедрении такого мероприятия для ВВС РФ, под слово чести офицеров, в присутствии 40 человек и при записи в протоколе о том, что полет самолета во Вьетнам состоится.

Действительно, основания для возобновления полетов самолетов Ан-124 ВВС России были; как бы там ни было, но расходные баки почищены. Наведен за это время порядок в эксплуатации по всем выявленным недостаткам. Полеты самолетов возобновились.

Внедрение мероприятий по повышению газодинамической устойчивости двигателя было воспринято как признание разработчиком двигателя о недостатках по двигателю.

Полет самолета во Вьетнам не состоялся.

В это время был назначен премьер-министром России быстрорастущий всезнайка Кириенко. Он с первого захода утвердил Акт Госкомиссии, этим самым, отменив две резолюции премьер-министра Черномырдина В.С., нанес смертельный удар по нашей версии.

А самое главное, он утвердил липовый документ и «выбросил вместе с водой новорожденного здорового ребенка».

ПЯТЬ СУДОВ

Получив утвержденный Акт Госкомиссии, страховая компания «Ингострах» подала иск в суд о солидарном взыскании выплаченной ею страховой суммы. Виновниками сразу объявили – Разработчика двигателя ЗМКБ «Прогресс» и Изготовителя – «Мотор Сич». Нашей целью было: доказать несостоятельность утвержденного Акта и продолжить исследования совместно с Заказчиком и гражданскими институтами.

Непреодолимым препятствием для адвоката, представляющим интересы Заказчика, было то, что два двигателя на этом самолете эксплуатировались далеко за пределами гарантированного календарного срока службы двигателя. И это частично выводило из-под ответственности предприятие «Мотор Сич». Для нашего адвоката непреодолимым препятствием были: Акты Госкомиссии о том, что в топливе не было излишней воды, и заключение заместителя генерального конструктора Вовнянко А.Г. о том, что в расходном баке самолета не может быть воды и льдообразований больше 9 грамм. Вовнянко А.Г., я давно знал, это амбициознный, беспардонный и наглый человек. Но именно это заключение было главным козырем адвоката Заказчика. Проигрыш на суде и взыскание страховой суммы для нашего предприятия означали полное его разорение. Зная о том, что заключение, данное ВовнянкоА.Г., и Акты Госкомиссии, мягко выражаясь, несостоятельны, я обратился к компании «Руслан» при АНТК им.Антонова, чтобы они задержали на аэродроме самолет, возвратившийся из дальнего рейса, и при отрицательной температуре керосина в баках вскрыли все четыре расходных бака, осуществив проверку на наличие льдообразований в расходном баке и топливе. Был получен отказ. Компания «Волга-Днепр» сразу же согласилась выполнить такую же просьбу, и при достижении температуры топлива минус 2˚С были вскрыты все четыре бака самолета, взвешены льдообразования в этих баках, работа была выполнена в присутствии 12 свидетелей.

ШЕСТОЙ СУД

Перед шестым судом генеральный директор «Мотор Сич» В.А.Богуслаев собрал совещание и пригласил на него генералов, участников Госкомиссии. Шестой суд – это был завершающий суд, нельзя было вносить каких-либо дополнительных материалов, и решение суда должно было быть однозначным. Виновниками являются предприятия ЗМКБ «Прогресс» и «Мотор Сич». Совещание началось с заявления от Заказчиков, что все ясно, нет предмета для обсуждения. После длительных моих переговоров с генералами на различных «нотах» и абсолютного непризнания ими нашей версии мною были предъявлены Акт и зарисовки о вскрытии четырех баков на самолете, принадлежавшем компании «Волга-Днепр», где было сказано, что взвешиванием льдообразований в присутствии двенадцати свидетелей было установлено, что их вес составляет от 0,1 кг до 2,349 кг. Ясно, если бы охлаждение керосина в баках было бы доведено до минус 10˚С, то, как следует из наших исследований, льдообразований должно быть в 2-2,5 раза больше. Этим аргументом перечеркивались все непреодолимые препятствия, вскрывался обман. Мной было заявлено, что мы подаем в суд, где ответчиком уже будет выступать Заказчик, скрывший факты и нарушивший указание премьер-министра России господина Черномырдина В.С. На шестом суде компания «Ингострах» сняла свое требование о солидарной ответственности, о возмещении страховой суммы. А адвокат Заказчика попросил суд учесть, что для летчиков создались форс-мажорные обстоятельства, так как самолет не мог взлететь на одном двигателе. Суд принял это во внимание┘, но не аннулировал Акт Госкомиссии, и он до сих пор является официальным заключением.

ПРИМЕЧАНИЕ

Следующий большой раздел «Исследования и испытания двигателей на испытательном стенде» смогут понять специалисты-профессионалы высшей категории, знающие термодинамику, аэродинамику, газодинамику, процессы регулирования, работу насосов, особенности процессов, происходящих в двигателе, и т.д. Поэтому из этого раздела будут взяты только некоторые обобщающие результаты. В целом этот раздел будет освещен в Интернете и сохранен в рассылках тем, кого это касается.

Окончание...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
992
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
512
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2979
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2355

Другие новости