Газета Наука Печатная версия

26.06.2013 00:01:00

Сахар, навоз и другие полезные ископаемые

Кишечную палочку приспособили для производства нового типа биотоплива

Тэги: биология, бактерии

биология, бактерии Фото Reuters

В одном, последних номеров престижного научного издания Proceedings of the National Academy of Sciences группа американских ученых опубликовала интереснейшую статью о совершенно новых подходах к созданию биотоплива, абсолютно идентичного по всем параметрам обычному дизельному топливу. К этому их подтолкнуло изучение необычных химических свойств бактерии E-Coli. Ученые создали генетически модифицированный штамм E-Coli, который оказался способным превратить сахар в самое обычное дизельное топливо.

Руководитель научной группы профессор Эксетерского университета Джон Лав заявил в этой связи, что таким путем в ближайшей перспективе можно будет создать новый вид биотоплива. Причем, по словам Лава, это биотопливо потребители не смогут никак отличить от доминирующего ныне во всем мире бензина и дизельного топлива. Возникнет новая сеть производства топлива, отличающегося минимальным выбросом углекислого газа при его сжигании.

Как известно, руководство Европейского союза недавно тоже приняло решение об активизации разработок биотоплива. Основной компонент – различные зерновые культуры. Это вызывает порой резкие возражения со стороны общественных организаций в связи с острой нехваткой продовольствия в развивающихся странах. Поставлена задача: к 2020 году использование биотоплива в транспортных средствах в европейских странах должно быть, доведено до 10%.
Как отмечает профессор Джон Лав, специалист по синтетической биологии, все ныне известные виды биотоплива, прежде чем попасть в двигатели современных автомашин, требуют смешивания с фракцией обычного бензина (в объеме до 10%). В отличие от них биотопливо, произведенное с применением модифицированного штамма бактерии E-Coli, готово к потреблению без всякого участия бензинового компонента. «Используя механизм синтетической биологии, нам удалось создать весьма прозрачный процесс действия бактерий для превращения молекул сахара в молекулы синтетического топлива, абсолютно идентичного с молекулярным составом широко употребляемого дизельного топлива», – заявил Лав.

Пока речь идет об экспериментальных опытах, когда для получения биотоплива в объеме одной чайной ложки требуется использование почти 100 литров бактерии. Но ученые активно работают над тем, чтобы найти приемлемые пути для производства «бактериального» биотоплива на индустриальном уровне не позже чем через три–пять лет. Начаты эксперименты по получению биотоплива путем использования E-Coli с участием других природных материалов – в частности, обыкновенного навоза крупного рогатого скота.