Газета Наука Печатная версия

14.02.2018 00:01:00

Бумажный носитель. Вселенная, человек, язык человеческий

Тэги: литература, книги, периодика, космос, небо, астрономия, анатомия, филология

литература, книги, периодика, космос, небо, астрономия, анатомия, филология

В нынешнем «Бумажном носителе» сошлись,  как всегда, почти непреднамеренно три космоса: Вселенная, человек, язык человеческий. Приятного полета в этом универсуме.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО В КАРМАНЕ

А.В. Урысон. О звездах.

31-15-1.jpg

– Долгопрудный: издательский дом «Интеллект», 2018. – 112 с., цв. вкл. – 21 х 14 см. Тираж не указан

Доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Физического института им. П.Н. Лебедева РАН Анна Урысон написала книгу, которую без всяких натяжек можно сравнить с такой классикой, как легендарная «Занимательная астрономия» (1929) Якова Перельмана. И то, и то – захватывающе интересно! Например, простой «детский» вопрос: «Почему ночью небо темное»? (название одной из 17 глав книги Анны Урысон). Если не знаете, не мучьтесь: «Астрономы искали ответ на вопрос, почему небо темное, несколько столетий. Над этим вопросом думали еще ученые древнего мира. Ответили на него в ХХ веке, когда ученые поняли, как возникла и развивается Вселенная», – пишет Урысон. Анне Владимировне и карты в руки (в том числе и астрономические карты: два параграфа ее книги так и называются: «Звездные карты и атласы», «Из истории звездных каталогов»; кстати, первый из дошедших до нас каталог звездного неба содержал 800 звезд и составлен был в IV в. до н.э. в Китае). Ведь область ее научных интересов – физика космических лучей. Она автор около 100 научных статей, двух монографий, раздела коллективной монографии, посвященных космическим лучам и их происхождению.

Планетная система красного карлика (вверху) и ближайшие к Солнцу планеты Солнечной системы (внизу). Зоны обитаемости Солнца и красного карлика показаны зеленым цветом. 	Фото из рецензируемой книги
Планетная система красного карлика (вверху) и ближайшие к Солнцу планеты Солнечной системы (внизу). Зоны обитаемости Солнца и красного карлика показаны зеленым цветом. Фото из рецензируемой книги

А кроме того, мы, благодарные читатели, узнаем, «Что значит слово «парсек» и «Что такое параллакс», «Как определяют массу звезды», «Почему звезды такие большие», «Как гаснут звезды, похожие на Солнце», «Из какого вещества состоят нейтронные звезды», «Как астрономы отличают черные дыры от нейтронных звезд», «Что находится между звездами» (все – название глав и параграфов)… И много чего еще узнаем из этой вполне скромной по объему книжки. А тщательно проделанная работа издательства – очень комфортный для глаза шрифт, расположение текста, четкие иллюстрации, цветные вклейки, заставки к каждой главе – облегчит нам понимание некоторых вопросов вселенского масштаба.

И тут нельзя не привести слова из редакционной аннотации: «Возвращение астрономии в программу российских школ после более чем двадцатилетнего перерыва требует появления современных учебников, особенно вводных книг.

Компактное пособие о важнейших объектах окружающего мира создано действующим астрофизиком. В нем читатель найдет удивительный сплав научно-популярного изложения и учебного материала, отражающего важнейшие достижения XX и XXI века. Развитие физики и техники позволило сделать кардинальные открытия в наблюдательной астрономии, изменившие представления о Вселенной и давшие мощный импульс для самой физики».

Насколько актуально сказанное, дают представление данные социологического опроса, проведенного ВЦИОМом: треть граждан России убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли, причем число таких людей с годами становится только больше. Если в 2007 году так думали 28% респондентов, то в 2011-м – 32%.

РУССКОЯЗЫЧНЫЙ АРХИПЕЛАГ

Гулиева Л.Г., Гейдарова Э.А. Лексикон русского островного говора Азербайджана.

31-15-3.jpg

– Баку, АВРОПА, 2014. – 498 с. – 21,5 х 15 см. Суперобложка. Тираж 300 экз.

Гейдарова Э.А. Языковой портрет русского островного говора Азербайджана: монография.

31-15-4.jpg

– М.: Университетская книга, 2017. – 304 с. – 22,4 х 15 см. Тираж 500 экз.

В общем-то, не исключительная для России история. В начале XIX века император Николай I начал высылать из внутренней России в Закавказье религиозных сектантов – молокан и духоборов, «как элемент вредный». К этому потоку добавились женатые солдаты, также осевшие в Закавказье. Этот контингент и составил население более двух десятков деревень и поселков, обосновавшихся в Азербайджане.

Именно поэтому изучение русских островных говоров – островных, потому что они не образуют какого-то боле или менее монолитного анклава, – имеет значение «как хранителей своеобразия национальной языковой картины мира». «Иноязычное окружение способствовало тому, что в русском островном говоре сохранилось множество слов, утраченных в материнских диалектах метрополии», – отмечает кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языкознания Бакинского государственного университета Эльвира Гейдарова.

Две книги, представленные в «Бумажном носителе», надо воспринимать как цельное этнолингвистическое исследование. «Лексикон» создал эмпирическую базу такого исследования (около 6 тыс. языковых единиц). «С изданием «Лексикона русского островного говора Азербайджана» появилась возможность исследовать говор русских переселенцев в целом. Необходимо отметить работу Л.Г. Гулиевой (Лала Гулиева, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языкознания Бакинского государственного университета. – «НГН»), , являющейся соавтором «Словаря русского островного говора Азербайджана» и «Лексикона», исследующей фонетику, антропонимику и топонимику островного говора». А монография «Языковой портрет…» – это уже работа по систематизации и анализу собранного материала. Портрет этот, надо сказать, получается невероятно интересным, сочным, смачным. Что вполне объяснимо…

«Лексика, записанная в русских селах, в своей основе является южновеликорусской… По названиям многих поселений «можно было узнать, из каких мест вышли переселенцы»: например, Саратовка, Астраханка», – пишет Эльвира Гейдарова.  Прежде всего анализируются «Лексико-тематические группы слов» (название одной из центральных глав): «Лексика, связанная с наименованием человека», «Одежда, обувь», «Ягоды и фрукты, овощи», «Географические термины» – всего 16 тематических групп. Почувствуйте сами… «Пацан – внук; амбал – грузчик, чернорабочий; палихмактер – парикмахер; ширяк – крепкий, сильный, широкоплечий выносливый мужчина»… Для обозначения головы человека – словесный фонтан: «башка; кубышка; шурабан».

Вообще поражает буквальная образность русского островного говора: «кокуш – большой палец руки; убейщик – человек, забивающий скот; бесюля – беспокойный ребенок; балантряс – шутник, балагур; трус – кролик; цуцык – щенок; самолит – ручей, родник; едовитый – съедобный; похмельки – второй день свадьбы, который празднуют у жениха; губы взмордить – обидеться»…

Но помимо того, что «исследование островного говора в лингвокультурологическом аспекте проводится впервые», монография «Языковой портрет…» – это еще и очень оригинальное и познавательное этнографическое исследование. Чего стоит, например, такое мимоходом брошенное наблюдение автора: «Говоря о кулинарии, невозможно обойти вниманием характерную особенность домашнего очага переселенцев. Несмотря на полную газифицированность сел Азербайджана, почти в каждом доме у них есть большая русская печь, которая является не просто атрибутом привычной культуры, а имеет практическое назначение. В ней готовят по старинным рецептам, передающимся из поколения в поколение. Тем самым сохраняется первозданный быт русских переселенцев».

Впрочем, и в лингвистическом аспекте Эльвире Гейдаровой, похоже, удалось обнаружить феномены, до сих пор не отмеченные. «Сопоставление данных «Словаря древнерусского языка XI–XIV вв.» и лексики русского островного говора привело к выявлению достаточно большого количества слов, не нашедших отражения в современном русском литературном языке: али (др.-рус. али) – или; блазнить – (др.-рус. блазнити) – соблазнять; верея (др.-рус. верея) – столб, на который навешивается створка ворот; волна (др.-рус. вълна) – шерстяной покров животных; морда (др.-рус. морда) – рыболовная снасть…». Две страницы в очень глубокой и познавательной главе монографии – «Диалектизмы и древние пласты лексики русского островного говора Азербайджана».

В общем, можно очень долго «балабонить, балакать, гутарить, долдонить, морковать, растабарывать, таланбасить» по поводу этого замечательного исследования. Но, как говорят русские островитяне в Азербайджане, пора заканчивать «ласку сулить» (обещать золотые горы), а то можно и «бадика нюхнуть» (бадик – палка, батог, трость).

АНАТОМИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ

Колесников Л.Л., Боголепова И.Н., Этинген Л.Е. За пределами учебника анатомии: книга третья.

31-15-5.jpg

– М.: Литтерра, 2017. – 120 с.: илл. – 30 х 21 см. Тираж не указан

Издание – завершение своеобразной анатомической трилогии. Первая книга (М., 2013) была посвящена вопросам, касающимся строения и функции опорно-двигательного аппарата, видов телосложения, особенностей анатомии головы и органов пищеварения.

Керамический сосуд доацтекского периода. Предполагается, что это первая в истории модель сердца.	Фото из рецензируемой книги
Керамический сосуд доацтекского периода. Предполагается, что это первая в истории модель сердца. Фото из рецензируемой книги

Вторая (М., 2015) раскрывала детали анатомии и функции органов дыхания. В главах о мочеполовом аппарате читатель узнавал об эрекции, обрезании, кастрации, дефлорации, оргазме и вагинизме.

Эти две книги принадлежат дуэту двух Львов, двух анатомов – Льву Львовичу Колесникову, профессору, академику РАН, заведующему кафедрой анатомии человека Московского государственного медико-стоматологического университета, и Льву Ефимовичи Этингену, профессору кафедры анатомии человека Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. «Анатомия – не идиллия. Как и всякая иная наука, она требует страстности, отдачи, просто большого труда и обыкновенных человеческих чувств. Она требует, во всяком случае, мы так считаем, психологических чувств, психологической совместимости (это не игра словами) с трупом», – отмечали авторы.

Оба тома и написаны были, что называется, на одном дыхании. Увы, с тех пор ушел из жизни один из Львов – Лев Ефимович Этинген. Но собранный им материал позволил с полным основанием включить в третью книгу  и его имя в качестве соавтора. А при создании главы «Головной мозг» к дуумвирату Львов присоседилась заведующая лабораторией анатомии и архитектоники мозга Научного центра неврологии, академик РАН Ирина Николаевна Боголепова. Отсюда и посвящение: «Светлой памяти нашего друга, коллеги и соавтора Льва Этингена». И в этой третьей книге рассказывается о загадках работы сердца и головного мозга.

И еще одну задачу мы поставили перед собой: не просто дать человеку знания, но и постараться научить его должным образом мыслить. Ведь только такой специалист сможет оценить в своей практической деятельности предлагаемую информацию, сделать верные выводы. Так формируются не механическое зазубривание, а правильное мировоззрение, навыки критического мышления».

Гравюра из анатомического атласа Андриана Спигелия. Эдуардо Фиалетти, 1627.	Фото из рецензируемой книги
Гравюра из анатомического атласа Андриана Спигелия. Эдуардо Фиалетти, 1627. Фото из рецензируемой книги

Честно говоря, возникает вопрос: если все, что приведено в этой книге, находится за пределами учебников анатомии, то что же включают в себя эти учебники? И это при том, что из научно-популярных книг про загадки работы мозга сегодня можно составить вполне приличную библиотеку даже на русском языке. Понятное дело: это первое впечатление неспециалиста от прочтения отлично изданной книги – увеличенный формат, мелованная бумага, удобный шрифт, иллюстрированные форзацы. «Как и во второй книге, в настоящем издании читателю предлагаются иллюстрации из современных источников, включая изображения натуральных анатомических препаратов», – подчеркивают авторы. Иногда рассматривать эти изображения забавно, иногда страшновато…

Полтора килограмма нейронов, содержащихся в черепной коробке человека между ушами, исследуют вдоль и поперек: «Длина головного мозга в среднем колеблется от 160 до 175 мм, а его поперечник – 130–145 мм», «Головной мозг на 10% меньше, чем объем черепа», «Общая поверхность мозговых полушарий имеет площадь около 1600–2300 кв. см», «Мозг алмазным ножом смогли разрезать на срезы толщиной не более 1 мкм», «В среднем на один нейрон приходится 1000–10 000 синапсов (межнейрональных контактов. – «НГН»)», «Ширина синаптической щели колеблется от 10 до 50 нм», рекордсмены по скорости передачи нервного импульса – «креветки, аксоны которых проводят возбуждение со скоростью выше 200 м/с»…

Впрочем, все относительно: средняя масса мозга эскимосов – 1558 граммов; масса мозга  В.И. Ленина – 1340 граммов.

Мозг – весьма пластичный орган. Вот результаты одного интересного эксперимента. «В течение 45 дней стареющие мыши жили в условиях, где им приходилось бегать в «беличьем колесе», сталкиваться с мячиком, пролезать через трубы и т.д.

После 45-дневного эксперимента ученые исследовали мозги этих стареющих мышей и обнаружили, что объем гипоталамуса у них увеличился на 15%, также увеличилось и количество нейронов.

Когда же этих животных подержали 9 месяцев в такой стимулирующей к движению среде, ученых ожидала сенсация. Число нейронов в гиппокампе увеличилось в 5 раз по сравнению с контрольными мышами. Эти мыши стали лучше выполнять задания на обучение, на движение по сравнению с обычными мышами».

Море, океан, бездна любопытной, интереснейшей и очень часто полезной информации о сердце и головном мозге! Недаром авторы отмечают: «Вам предлагается книга, которая впервые станет дополнением к стандартным учебникам анатомии человека, многие десятилетия издающимся в России многотысячными тиражами различными издательствами.

Существует огромное количество людей, которые интересуются по самым разным причинам сведениями о строении и функциях своего организма. И это вполне объяснимо. Но полная информация об этом далеко не всегда присутствует в стандартных учебных изданиях. <…> Издание предназначено широкой публике, оно будет интересно студентам и преподавателям медицинских вузов, врачам всех специальностей».

Итак, анатомическая трилогия за пределами учебников завершена. Впрочем, кто знает. По прочтении всех трех книг складывается устойчивое впечатление, что человеческое тело для анатома неисчерпаемо. Как Космос. По крайней мере на тетралогию материала хватит с избытком.