Газета Наука Печатная версия

23.01.2024 18:37:00

Новости науки. Ученые попыталась измерить термические эффекты слияния двух нейтронных звезд

Тэги: асторономия, астрофизика, мозг, медицина, генетика

асторономия, астрофизика, мозг, медицина, генетика Моделирование слияния двух нейтронных звезд на основе квантовой хромодинамики (QCD). Электроны в результате коллапса «вдавливаются» в протоны, порождая нейтроны. Иллюстрация Physorg

Замена черным дырам

Считается, что Вселенная после Большого взрыва определенное время пребывала в состоянии так называемой кварк-глюонной плазмы. Но затем, по мере остывания, кварки начали объединяться, образуя протоны и нейтроны (адроны, то есть частицы, из которых состоят ядра химических элементов), вокруг которых начинают вращаться электроны. Международная команда физиков из Бразилии, Италии, Германии и США попыталась измерить термические эффекты слияния двух нейтронных звезд. Результаты измерений эффективных масс нуклонов они изложили в журнале Astronomical & Astrophysical J Letters. Физики анализировали сигналы гравитационных волн, сгенерированных слиянием двух звезд. Было также проведено в двух температурных режимах и компьютерное моделирование процесса. Оно подтвердило реальность финальной температуры звездных остатков, которая коррелирует с частотой гравитационных волн. Авторы считают, что инструментарий будущего позволит провести более тщательный анализ параметров слияния нейтронных звезд, наблюдения за которыми предпочтительнее, чем за невидимыми черными дырами.

1-10-3480.jpg
Зрительный бугор, таламус (оранжевый)
в глубине мозгового полушария, считается
важнейшим клеточным хабом.
Фото с сайта ncbi.nlm.nih.gov
Вглубь мозга

Сегодня говорят о целом спектре аутических расстройств (ASD – Autistic Spectre Disorder). Насчитывается уже более 200 генов, мутации которых приводят к ним. Все эти состояния так или иначе связаны с такой глубоко лежащей структурой мозга, как таламус, или зрительный бугор. Зрительный бугор мозга считается клеточным хабом, в который собирается вся поступающая с периферии импульсация. В связи с развитием технологий и миниатюризации электродов нейрохирурги получили возможность осуществлять глубокую стимуляцию мозговых (ГСМ) структур. Нью-йоркская клиника Маунт Синай сообщила о том, что проводимая ею ГСМ помогает людям, страдающим тяжелой формой депрессии. Это было достигнуто с помощью глубокого позиционирования внутримозгового импланта. Сообщение о восстановлении умственных способностей (когнитивной функции) опубликовано в декабрьских выпусках журналов Nature Medicine и New Scientist.Операции по вживлению созданных в Стэнфордском университете имплантов были произведены шести пациентам в Медцентре Нью-Йорка. Люди страдали от последствий мозговых травм в течение 3–18 лет. Воздействию импульсов, подававшихся на имплант, подвергались клетки центрально-латерального таламического ядра (CLN). Тесты у пяти из них (один человек ушел из проекта) показали улучшение состояния и функций в пределах 15–52% (сообразительность, оценка информации, концентрация внимания и выполнение повседневных обязанностей).

Помимо клеток ядра стимуляция воздействовала и на внутримозговые пути и, в частности, на дорзально-тегментальный тракт (DTT). Отростки нейронов, проходящие по нему (в нем), соединяют верхнюю дорзальную часть зрительного бугра с участком мозга, где находится один из дофаминовых «центров» (VTA – Ventral Tegmental Area).Дофамин необходим для поддержания жизнеспособности нервных клеток, и его нехватка ведет к паркинсонизму. Можно напомнить, что Черная субстанция, клетки которой синтезируют дофамин, расположена в среднем мозге, не входящем в состав полушарий. Отростки же ее «поднимаются» вверх до стриатума, регулирующего наши движения, а также лежащего под лобными долями Прилегающего ядра (n. Accumbens), считающегося центром наших наслаждений. Мозг устроен сложно, и всякого рода воздействия на него нарушают его работу.

Подготовил Игорь Лалаянц