0
3675
Газета Общество Интернет-версия

16.03.2011 00:00:00

Христиане под властью шариата

Аида Соболева

Об авторе: Аида Сергеевна Соболева - член Международной федерации журналистов, ответственный секретарь журнала "Ирано-Славика".

Тэги: иран, религия, ислам, христиане


иран, религия, ислам, христиане Русский Свято-Николаевский храм в Тегеране.
Фото автора

Моя знакомая, заядлая путешественница, решила посетить Иран. Купила путевку и звонит мне: «Мы будем в религиозном центре шиизма – городе Куме. Можно ли там не снимать нательный крест?» Я сказала, что можно, но лучше не выставлять христианский символ напоказ, так как вера – «дело глубоко личное». А сама задумалась: не ввела ли я ее в заблуждение? Ведь в Исламской Республике Иран (ИРИ) уже 32 года, в результате победы Исламской революции в 1979 году, вера не является сугубо личным делом, графа «религия» есть во всех официальных анкетах, а в Конституции черным по белому написано, что она создана «на основе исламских установлений». Статья 2 первой главы Конституции ИРИ начинается такой фразой: «Исламская Республика – это система правления, основанная на вере в единого Бога, в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться Его воле».

Про отношение к другим религиям в той же главе, но в статье 13 сказано следующее: «Иранские зороастрийцы, иудеи и христиане являются единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению». А в статье 14 говорится следующее: «Правительство Исламской Республики Иран и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права. Этот принцип действует в отношении лиц, которые не выступают против ислама и Исламской Республики Иран и не участвуют в заговорах».

Наследие Вавилона

Среди стран, оказавших влияние на сакральную историю человечества, Иран занимает особое место. Это во многом обусловлено его географическим положением, близостью к тем местам, где происходили древнейшие библейские события – к междуречью Тигра и Евфрата. Некоторые считают даже, что на территории современного Ирана находится то, что якобы осталось от легендарной Вавилонской башни – величественные развалины зиккурата Дурунтах в местечке Чога-Занбиль на юго-западе Ирана, которые археологи датируют 1250 годом до н.э. А неподалеку, в городе Шуш (библейские Сузы), находится могила одного из самых почитаемых в христианской традиции ветхозаветных пророков – Даниила. На предполагаемой могиле пророка построена конусообразная мечеть, очень похожая на старинную шатровую церковь. К ней совершают паломничество и мусульмане, и иудеи, и христиане. Таким образом, в Иране, как во времена столпотворения, соседствуют различные народы и духовные традиции.

Древняя Персия также стала местом, где происходили библейские события, связанные с именами Эсфири, жены персидского царя Артаксеркса, и ее родственника Мардохея. Их могилы бережно сохраняются небольшой иудейской общиной иранского города Хамадан, в Ветхом Завете упомянутом как Экбатаны.

Особая роль в Библии отведена основателю древней империи персов Киру Великому. В Ветхом Завете (Исаия, 45, 1-4) он, не будучи иудеем, назван «Помазанником Божьим» и «Его пастырем». Кир захватил неприступный Вавилон, где уже 70 лет томились в плену иудеи, помог им вернуться в Землю обетованную. А перед этим торжественно возвратил захваченные у них Навуходоносором драгоценные сосуды из Иерусалимского храма и дал денег на его восстановление. Объединив под своей властью огромное количество земель от Средиземноморья до нынешнего Афганистана, Кир Великий с уважением относился к религиям и традициям завоеванных народов. Потомки Кира сделали религией своего государства зороастризм, оказавший большое влияние на весь древний мир.

К моменту возникновения христианства в мире существовало две великие империи – Римская и Парфянская на территории Ирана. И хотя отношение к первым христианам со стороны зороастрийских властей Сасанидской державы в III веке н.э. было подозрительным (их рассматривали как агентов влияния Рима), число последователей Христа постоянно увеличивалось, и уже к концу IV века Церковь Персии имела своего епископа в столице государства – Ктесифоне. И все же противостояние с Западом, свойственное Ирану по сей день, уже в те далекие века отразилось и на истории христианства в этой стране – Церковь Персии не приняла Эфесский Собор 431 года, объявив его Собором только Римской (Византийской) Церкви, в результате чего персидские христиане в большинстве своем стали несторианами-монофизитами. В настоящее время христианство несторианского толка в Иране исповедуют в основном ассирийцы, диаспора которых составляет 22 тыс. человек. Они имеют 59 храмов в городе Урмия и 9 храмов в Тегеране.

Самую большую по численности немусульманскую религиозную общину составляют верующие Армянской Апостольской Церкви. Армян-григориан примерно 150 тыс., и в их распоряжении 200 храмов, а также 50 армянских школ и столько же культурных и спортивных центров. По Конституции, армяне имеют двух депутатов в Меджлисе – иранском парламенте (ассирийцы, зороастрийцы и иудеи по одному представителю).

Многообразен иранский католицизм, что обусловлено историей христианства в этой стране. В XVI веке, когда часть несториан приняла католицизм, была создана так называемая Халдейская Церковь. Ее отличием от других Католических Церквей является использование в богослужении ассирийского языка. Армянской Католической Церкви 400 лет. Она образовалась при власти царской династии Сефевидов и сейчас насчитывает примерно 12 тыс. последователей, столько же, сколько и ассирийская католическая община. Приходы Римско-Католической Церкви были впервые открыты в 1630 году, чтобы гости из Европы могли совершать свои религиозные обряды. По данным официальной Организации культуры и исламских связей, сейчас в ИРИ проживают 2500 иностранцев-католиков, в распоряжении которых 9 католических храмов. В настоящее время все католики Ирана объединены в три общины и управляются епископским советом из 13 священников.

При этом любой христианин может учиться в мусульманской школе, но мусульмане ни в армянскую, ни в зороастрийскую школу приниматься не должны, так как переход в другую религию из ислама законодательно запрещен. По существу, такой переход приравнивается к государственной измене и может служить основанием для вынесения смертного приговора.


Армянский собор в центре иранской столицы.

Страдания евангелистов

В силу подозрений в прозелитской деятельности протестантским Церквам в Иране исповедовать и распространять свое вероучение труднее, чем религиозным общинам, имеющим в этой стране многовековую историю. Персоязычные христианские сайты, в частности www.mohabatnews.com, сообщают о регулярных гонениях на иранских христиан-евангелистов. Арестами, экспроприацией литературы, оргтехники и фильтрацией сайтов иранские власти пытаются сдержать рост протестантских общин, который происходит за счет обращенных из числа бывших мусульман. В последние десятилетия в Иране наблюдается возросшая активность западных миссионеров, в частности евангелической миссионерской организации «Международное Антиохийское служение», штаб-квартира которой находится в Калифорнии. Эта Церковь основана группой обращенных в христианство мусульман, преимущественно иранцев, проживающих в США. Как утверждает руководитель этой организации пастор Хормоз Шариат, эффективность его миссии обусловлена еще и тем, что она состоит из бывших мусульман, прекрасно знающих традиции и ментальность своих соотечественников. Некоторые аналитики даже предполагают, что в Иране насчитывается уже около миллиона последователей этой Церкви. Однако по официальным данным Центра диалога религий Организации культуры и исламских связей, христиане всех конфессий, проживающие в Иране, составляют примерно 215 тыс. человек из 75-миллионного населения ИРИ (меньше половины процента).

В книге «Религии Ирана» (Тегеран, 2007) местного исследователя Захры Рашидбеги приводятся данные о том, что Евангелистская Церковь ИРИ составляет около 5 тыс. человек и представлена тремя ветвями – армянской, ассирийской и персидской. В последней богослужения совершаются на персидском языке. Все евангелические общины управляются Единым Советом из 18 человек (по 6 от каждой общины) и имеют в своем распоряжении в общей сложности 14 храмов.

В ИРИ существует также община пятидесятников (2000 человек, среди которых 10 пасторов), в их распоряжении три храмовых здания. Число последователей Англиканской Церкви, по этим же данным, не превышает 80 человек. На территории Ирана есть три храма Англиканской Церкви – в городах Тегеран, Исфахан и Шираз.

Островок старой России

С иранской историей связаны два христианских торжества, особенно важных для Русской Православной Церкви. Первое из них – праздник Воздвижения Креста Господня. Эта реликвия, как гласит предание, в 326 году была найдена матерью императора Константина царицей Еленой под обломками языческого храма, несколько столетий простоявшего на месте казни Христа. В 614 году Иерусалим захватили войска Хосрова II и вывезли Крест Господень в Персию. Крест удалось вернуть лишь спустя 14 лет, после победы византийского императора Ираклия над Хосровом II. «Император положил Крест Господень на свои плечи и понес его в Иерусалим, где 14 сентября водрузил его на прежнее свое место. После этого события с VII века до настоящего времени Православная Церковь празднует Воздвижение именно в этот день – 27 сентября по новому стилю», – сообщает православный образовательный портал.

Прошло тысячелетие, и в персидском плену оказалась другая христианская святыня – Риза Господня. Она была вывезена из сокровищницы собора Цветисховели во время грузинского похода шаха Аббаса Великого. Узнав о восшествии на российский престол нового царя Михаила Романова, практичный шах решил преподнести ему в дар этот трофей. В марте 1625 года в Москву прибыло шахское посольство с золотым ковчегом, в который была помещена Риза Господня. «На Донской улице в Москве есть церковь Ризоположения, а рядом с ней стоит большой белый камень, который напоминает о том, что именно на этом самом месте и произошла в 1625 году встреча москвичей с шахскими послами, доставившими святыню. Событие положения Ризы имело место в марте, во время Великого поста, поэтому празднование Ризоположения было перенесено на 10 (23) июля, в канун венчания на царство Михаила Федоровича. Так с далеким Ираном связан один из почитаемых праздников Русской Православной Церкви», – пишет в своей книге «Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1597–2001)» игумен Александр (Заркешев), настоятель русского Свято-Николаевского собора в Тегеране.

По данным игумена Александра, кропотливо собранным в российских и иранских архивах, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время действующих храмов три – Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере – в поселке российских специалистов, строящих АЭС, – действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.


Игумен Александр (Заркешев) у армянского храма в Исфахане. Христиане в мусульманской стране особенно отчетливо чувствуют духовное единство.

Тегеранская православная община немногочисленна – не наберется и 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Сюда приходят и русские жены иранцев, что вполне естественно. Хотя официально все они приняли ислам – этого требует закон страны.

Кстати, семь мечетей в иранской столице построены православным архитектором – Николаем Марковым (1882–1957), могилу которого можно увидеть на русском кладбище в Тегеране. По его проектам построен целый ряд административных зданий в городе, включая Главпочтамт и Военное министерство. Им же спроектированы зороастрийский храм в Тегеране, ассирийская и армянская церкви и, наконец, православный Свято-Николаевский собор.

«Интересно отметить, – пишет игумен Александр, – что Исламская Республика Иран является единственной страной в мире, где до сих пор действуют законы Российской империи. Объяснение этого поразительного факта следующее. После победы Исламской революции в Иране судебное право в стране было приведено в соответствие с нормами исламского законодательства. Религиозные меньшинства: христиане, иудеи и зороастрийцы – в области семейного права (вопросы бракосочетания, развода, наследства, усыновления) – получили разрешение руководствоваться своими религиозными предписаниями. Приходской совет Свято-Николаевского собора «ничтоже сумняшеся», взяв полный свод законов Российской империи, слово в слово перевел на фарси все, что касалось семейного права, и представил получившийся документ в Министерство юстиции Исламской Республики Иран».

В конце 2010 года вниманию иранских властей был предложен еще один документ, посвященный взаимоотношениям Церкви и общества, переведенный на фарси, – «Основы социальной концепции РПЦ». На его презентации, проходившей на кафедре россиеведения Тегеранского университета, все иранские представители отметили сходство подходов РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.

Надо заметить, что ни с одной из иноверческих общин мира Московский Патриархат не ведет столь регулярного и организованного диалога, как с шиитским духовенством Ирана. История этого диалога берет начало в 1995 году, когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, под юрисдикцию Московского Патриархата. В ходе визита митрополит Кирилл, возглавлявший в то время Отдел внешних церковных связей РПЦ, встретился с аятоллой Мухаммедом Али Тасхири, председателем Организации культуры и исламских связей ИРИ, а ныне главой Всемирной Ассамблеи по сближению исламских мазхабов. В феврале 1997 года аятолла Тасхири с ответным визитом побывал в Москве и был принят Патриархом Алексием II. В ходе состоявшихся переговоров было достигнуто соглашение о создании двухсторонней Комиссии по диалогу между двумя религиозными общинами. Было решено проводить богословские встречи раз в два года, попеременно – то в Москве, то Тегеране.

В октябре 2010 года в Тегеране состоялось очередное, седьмое заседание комиссии. Как отмечено в официальном совместном коммюнике, «было признано необходимым объединение усилий Русской Православной Церкви и мусульманской общины Ирана по формированию понятия «традиционные ценности», его признания в международном праве и закрепления в деятельности международных организаций».

Участник двух последних заседаний комиссии игумен Филипп (Рябых), заместитель руководителя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в беседе со мной сказал: «Русская Православная Церковь никогда не занималась проповедью среди иранских мусульман, осуществляя лишь духовное окормление россиян, проживающих в этой стране. РПЦ также выступает против каких-то прозелитических действий на территории России. И мы очень хорошо понимаем те страны, где тоже приняты какие-то законодательные меры против прозелитизма той или иной религии». В этих словах, видимо, кроется один из секретов взаимопонимания лидеров русского православия и иранского ислама.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
645
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
820
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
693
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
560

Другие новости