0
10445
Газета Особая папка Интернет-версия

29.09.2000 00:00:00

Русский человек как еврей

Тэги: Достоевский, Слуцкий, Куняев


Советская пресса уже бьет тревогу: русским людям на Западе грозит опасность превратиться в носильщиков, батраков и проституток. Наличные опыты появления новых русских землепроходцев дают как будто именно такие результаты. Очень приблизительные подсчеты показывают, что с принятием нового закона о выезде в первый же год на Западе окажется то ли полтора, то ли тридцать миллионов человек из Советского Союза. Вот эти миллионы и попадут на означенный рынок. Как всякий рынок, он построен на жестокой конкуренции, и шансы новичков на нем минимальны. Естественно, русские готовы к демпингу; но к нему отнюдь не готовы арабы, которые, по слухам, уже начинают наших бить. Итак, в этой, так сказать, колонизации Европы русским уже уготована роль новых выходцев из третьего мира.

Мне сдается, однако, что русские в Европе, да и всюду, куда они доберутся, сыграют скорей роль не арабов, а евреев.

Начнем с самого веселого: с проституции. В свое время еврейские девушки, чтобы выйти из черты оседлости, приобретали в больших городах желтый билет - и устраивались с этой ксивой на какие-нибудь "высшие женские курсы". Так что проституция - это не проблема; big deal, как говорят американцы, что значит: подумаешь, бином Ньютона. Кстати сказать, мне однажды попалась статистика, устанавливающая, что русские среди этнических меньшинств в Соединенных Штатах стоят на первом месте по уровню образования.

Говорят также, что какие-то казаки пахали землю в какой-то Аргентине. Это не столько традиция, сколько инерция, косность, "застой". Новейшая русская история оглушительно подтвердила подозрения, давно уже закрадывавшиеся в отдельные беспокойные умы: что "почвенность" русских - миф. Миф этот сложили различные "кающиеся дворяне" - или "аутсайдеры" вроде Достоевского, который прежде всего самого себя хотел в почве закрепить: уж больно его заносило ввысь и вширь, он хотел себя, русского человека, по собственному же рецепту, "сузить". Этот проект, однако, не состоялся: дальнейший опыт показал, что русским гораздо интереснее читать Достоевского, чем землю пахать. Я говорю сейчас не об "аграрной проблеме в России" и не о социальной стратификации, львиную долю населения зачислившей в крестьяне, но о национальном гении, "русской идее", если угодно. Говорят, что в продовольственных нехватках виноваты большевики, согнавшие крестьян с земли; ну а кто в большевиках виноват? - может спросить какой-нибудь еврей; и ведь спрашивают! А в ответ русские (из "Нашего современника"): вы, евреи, и виноваты; вы и есть большевики.

Давайте предложим компромисс: те и другие виноваты, те и другие большевики. Вопрос не в том, как попасть в большевики (как под трамвай - никому не заказано), а в том, как из них выйти. Если б товарищ Сталин по счастливой случайности не был антисемитом и сохранил в ЦК столько же евреев, сколько их было в каком-нибудь двадцатом году, то перестройка началась бы уже 6 марта 1953 года - и закончилась аккурат к ХХ съезду КПСС, который и объявил бы о самороспуске этой почтенной организации, сыгравшей столь позитивную роль в отечественной истории. Роль эта определяется одной бесспорной заслугой: КПСС превратила русских людей в евреев. Только они этого еще не поняли.

Это понял тот же Достоевский: ценность человека определяется не участком земли, а готовностью выжить на каторге, которая наделяет клиента, по выходе, паспортом. Как стало ясно, этому паспорту лучше всего быть заграничным. Русский человек оторвался от почвы и полетел. И хотя этот полет чаще всего происходит на самолетах Аэрофлота, все же маршрут его, скорее, метафизический: Запад, как известно, - это тот свет. Проблема русского человека не в том, чтобы вернуться к земле, а чтобы обжиться на том свете. Для этого прежде всего надо избавиться от страха полета. Впрочем, он давно уже летает - с семнадцатого года по крайней мере. Нужно только осознать и легализовать это состояние - воспринимать его не как срочную службу в воздушно-десантных частях, а как бессрочный отпуск: от земли, от "почвы". Что, собственно, и делается - выдачей тех же заграничных паспортов, где графа "национальность", если бы она заполнялась, знала б единственное слово: еврей.

По-английски "вечный жид" звучит гораздо нейтральней: Wandering Jew. Глагол to wander - значит бродить, скитаться. Грядущий тип советского человека можно обозначить как "передвигающийся русский".

Один поэт-авангардист, побывавший в Америке, ответил на вопрос об экономических перспективах: как-нибудь Запад прокормит. Русские давно уже превратились в нацию поэтов-авангардистов - как евреи, которые, собственно, и не переставали быть таковыми: шутка сказать, Библию написали! Это почище Д. А. Пригова. Впрочем, поэтом-авангардистом в СССР является любой "несун", не желающий производить "простой продукт". Литературоцентричность обоих народов дает самый разительный пример внутреннего совпадения. У обоих жизнь сосредоточена вокруг неких священных текстов; собственно, любой текст (то есть обращение реальности в слова) объявляется священным, священным сделалось текстописание. Возникает впечатление, что евреи - единственный народ, избежавший библейского проклятия: готовы прокормиться чем угодно - умом, талантом, хитростью, изворотливостью, жульничеством, посредничеством, чужой благотворительностью, собственной гениальностью - только не путом, поливающим землю. Так ведь сюда же и русские норовят, вот эти самые поэты-авангардисты! Авангардизм евреев - в их довременной догадке о грядущем превращении мира из производственной площадки в "сферу услуг". Семьдесят лет большевизма стоили русским четырех тысяч лет еврейской диаспоры: они наконец-то начинают дезертировать из "группы А".

Любая промышленность - тяжелая. Дайте людям отдохнуть, сбросить тяжесть. От работы лошади дохнут. Долой лагерную трудотерапию.

Не тянет, как известно, своя ноша. А была ли такая когда-нибудь у русских? Не будем, на манер Ивана Бабичева, родного брата-большевика обвинять в том, что это он сделал нас бродягами по диким полям истории (то есть евреями!). Сама русская история, во всем ее немалом объеме, - это вавилонское и египетское пленение: "Государство пухло, а народ хирел". Та же земля - чья она была? Даже, в конечном счете, не господская - а царская, фараонова. Русские, по существу, были "безземельны" - чем не евреи? Это подчеркивалось именно обилием пространственной и всякой иной плоти. И сейчас надо радоваться не столько перспективе "фермерства", сколько исходу из Египта. Можно на это возразить, что "фараоны" были не только пленом, но и предметом гордости: милитарная государственность льстила русским. Это что-то вроде "ребяческого империализма", свойственного младенцу Мандельштаму, если брать ту же область эстетического. Но тут имеется и высокое оправдание, опять же миссия: спасение Европы от натиска с Востока, от монгольских орд - как вот государство Израиль противостоит мусульманскому миру. Всякое случается в истории: не только русские в евреев обращаются, но, бывает, и наоборот.

Итак, с миссией все более или менее ясно. А где миссия - там и мессия. Сходство следствий - пресловутый мессианизм обоих народов - можно объяснить сходством причин: это не что иное, как многотысячелетняя жизнь в гетто. Русская история - то же гетто, "гетто избранничеств", хотя бы потому, что другого человеческого типа, нежели "поэты", она, почитай, не знала. По-другому это называется эскапизм - бегство от действительности. Но от нее бегут только тогда, когда она сама к себе не подпускает: кто же при случае откажется "хорошо покушать"? Эскаписты действительность заменяют знаками, и еврейские "деньги" ("ревнивый бог Израиля") - того же достоинства, что и русские стихи.

Но вот наконец гетто ликвидировано, блокада прорвана, окно в Европу прорублено. Новые пришельцы в "большой мир" поражают аборигенов ни с чем не сравнимой переимчивостью - то есть, казалось бы, отсутствием лица. В Соединенных Штатах на эту тему сделан талантливым Вуди Алленом фильм "Зелиг", о котором респектабельные американские евреи говорят с кислой миной. Его герой попеременно превращается в тех людей, с которыми вступает в очередной контакт: он побывал греком, индейцем, кем-то еще и даже постоял в толпе приближенных фюрера. Поэтому очень велик соблазн говорить об актерстве евреев, точнее - об "имитаторстве" (Шкловский), то есть, в конечном счете, отсутствии собственной души (не хоронить в церковной ограде!) Но ведь то же случилось и с русскими, когда они вышли в мир, в девятнадцатом веке. Прочтите статью Бердяева в "Вехах", и будет ясно, о чем идет речь: русский человек был гегельянцем, позитивистом, материалистом, ницшеанцем, дарвинистом, марксистом, неокантианцем, махистом... А как только нашел вроде бы свое - "религиозную философию" - так тут же и в сугубых бегах очутился, в подлинной уже диаспоре (тот же Бердяев).

Надо ли говорить о том, что всемирный следопыт и гражданин мира остается все тем же местечковым интровертом? Общительность - то есть в данном случае реальный контакт чуть ли не со всем миром - не исключает замкнутости на себе. Интроверт может быть очень даже общительным и говорливым, но это носит у него вполне истерический характер. Общительность есть в этом случае форма элиминации собеседника: говорю потому, что не хочу дать другому рот раскрыть. Разве неясно, что мы описали здесь тип "еврея в мире", при всей его вездесущести занятого исключительно собственными проблемами? Это не высокомерие, но исключительно интровертность. Но ведь то же самое, один в один, можно сказать и о русском, удивляющемся, почему его литовцы не любят: он ведь их совершенно искренне не замечает или, что не лучше, принимает за своих.

Однажды эмигрантский журнальчик, перепечатывая статью Бердяева "Христианство и антисемитизм", решил немного поправить великого философа: слова "еврейское самохвальство" заменил словами "еврейское самосознание". Вот это и есть то самое, о чем я говорю, никто не хвастается, просто говорят исключительно о себе - и ни о чем другом говорить не могут. Это и есть, если хотите, мессианизм.

Неужели Куняев и компания не видят, как близки они к этому типу, самохвальство отождествляющему с самосознанием? И такая же обидчивость: некий еврей (из наших) в "Джерусалем Пост" подсчитал, сколько в книгах Солженицына евреев и какой процент среди них составляют "положительные"; выяснилось, что процент незначительный. Но ведь в "Нашем современнике" занимаются точно тем же в поисках русофобии. Эта коммунальщина напоминает однажды сказанное Розановым: в еврее ужасно много бабы - оттого его и бьют. Однако и о самом Розанове было сказано: вечно бабье в русской душе. Увы, Куняев не еврей, как и Розанов: речь идет не столько о содержании, сколько о структуре, "форме" души, психологическом складе, дающих поразительные русско-еврейские совпадения: совпадения в "высоком" и в "низком", в "самохвальстве" и в "самосознании".

Написав последнее слово, я, однако, задумался: а так ли это с русской стороны? Когда Евтушенко опубликовал "Бабий Яр", последовало категорическое: в одну могилу с ними не ляжем. И тут отнюдь не о ритуалах говорилось. Это то же самое, что Мандельштаму отказать в "правильной" лагерной смерти, хотя, казалось бы, какие уж ритуалы и церемонии в лагерях. Еще раз: здесь речь не о культуре как содержательном моменте национальной жизни, а о судьбе - категории абсолютно формальной: не материя и материал жизни, а ее "дизайн", "идея". Как-то трудно держать в сознании, что дизайнером человеческой жизни является ее смерть; это "экзистенциализм", которого мы еще не проходили. И если впрямь существует какое-то принципиальное отличие евреев от русских, то оно в следующем: евреи научились жить на уровне судьбы, осознание которой требует от человека готовности ко всяческим отказам. Главнейший из них - от "почвы". Евреи Шагала летают, как бы ни был хорош Витебск. Шагал и сам всю жизнь летал; его Витебск, как и панно Метрополитен-оперы, - пустяки по сравнению с этой готовностью к воздушным перемещениям. Это значит: всякое "художество" - вторично, король Лир важнее Шекспира. Даже язык, этот "дом бытия", не важен: на скольких языках говорят евреи? Вот это и есть подлинная религиозность: пребывание на границе с небытием. Всякая "почва" и всякая "культура" в таком соседстве поневоле будут восприниматься иронически, в моменте их исчезновения.

Бродский сказал однажды: кочевников боятся потому, что они ставят под сомнение идею границы. Это было сказано по поводу еврея Достоевского.

Трудно, однако, русскому примириться с мыслью, что его дом может взлететь на воздух, даже если речь об этом вести в терминах не подрывного дела, а религии. Впрочем, религия - это и есть своего рода подрывное дело, даже христианство с его церковным уютом, напоминающим о ньютонианстве, а не об иудейской теории относительности. Здесь очень важен момент отказа от геоцентричности - этой глобальной "почвенности". Еврейская диаспора стала первоначальным наброском этой коперниканской революции. Отказаться от земли, оставаясь в ее пределах, - это и есть диаспора. Повторю уже ранее сказанное: это был прообраз всего дальнейшего движения культуры, догадка о всеобщей судьбе. Антисемитизм в этом контексте - простое нежелание выйти из дома, оторваться от теплого очага. У Слуцкого есть потрясающие стихи - как он поднимал в атаку: бойцы врастают в землю, и думают они о телятах. Нужно ли напоминать о том, что Слуцкий был еврей и комиссар?

Вот мы и добрались до лакомого сюжета. Как известно, жиды и комиссары продали Россию швейцарским банкам и из Швейцарии же доставили на место событий главного агента. Недавно я побывал в Швейцарии; самое интересное, что я увидел, - это толпы арабов на набережной Монтре, расположившиеся там запросто, по-семейному, с женами и детьми, чуть ли не в кочевых кибитках. Это отнюдь не нефтяные шейхи, а отельная обслуга. Но при таком наплыве обслуги господа, как сами понимаете, перебираются в другое место. Из чистой публики в Монтре остались, кажется, только Чарлз Спенсер Чаплин и Набоков, да и те лежат на местном кладбище. Это говорится к тому, что под швейцарские банки подведена хорошая мина - и подвели ее сами же "банкиры", сами же "евреи". По-другому это называется суетой сует - и всяческой суетой, которой предстает пресловутый "капитализм". Почвенники думают, что на "почве" можно отсидеться, обрести стабильность. Небольшая поправка: в "почву" можно лечь, как Набоков в Монтре, и только этот вклад будет поистине надежным.

Впрочем, Чаплина как раз после похорон и выкопали из могилы - с целью получить выкуп за труп.

Вышесказанное, надеюсь, основательно подводит к мысли об идентичности "араба" и "еврея", или, по-другому, революционера (комиссара) и банкира. Эта тождественность не дает покоя почвенникам всех стран, усматривающим здесь некий грандиозный, совсем уж супержидовский заговор: как это так случилось, что в революцию 1848 года в Париже спалили все банки, а Ротшильда не тронули? И эти подозрения никак не рассеиваются тем фактом, что все без исключения "утопические социалисты" (Маркс в том числе) настаивали на еврейской сущности капитализма с его эксплуатацией трудящихся. Но это поистине дело случая, кем станешь - банкиром или революционером. Так Булгарин в повести Тынянова сравнивал себя с Пушкиным: оба писали, оба старались угодить начальству; и прибавлял шепотом: только одному повезло, а другому - шиш. Вот и Ротшильду повезло, а Троцкому нет, хотя этот последний и сам на своем веку спалил немало банков.

Это не означает, что на пожарище нельзя "обустроиться". Еще как можно! Евреи, собственно, только этим и занимаются. Но ведь и тут они "всечеловечны": громко выговаривают то, о чем другие ханжески помалкивают. Осиротевшая мать сначала поплачет, а потом возьмет и напишет повесть о Зое и Шуре - и весь остаток дней собирает дивиденды с трупов своих детей, даже переживает вторую молодость. Вот кто упырь-кровосос, или, по-другому, капиталист. Но винить здесь некого: делать из беды антрепризу ничуть не порочнее, чем из нужды добродетель.

Здесь намечается путь российского посткоммунистического будущего: осознать, что на пожарище самое ценное - дым, а не удобренная золой почва. Пора позабыть подсечное земледелие, да и вообще земледелие. Иные поля, иные заботы развертываются перед русским человеком. "Сошел и стал окидывать тех новых луж масла". Что такое "Америка"? Это не достигнутый "уровень потребления", а готовность начать заново, с нуля. "Эмигрировать". Америка, со всеми ее бензоколонками и прочими увесистыми facilities, - грандиозный воздушный замок. Английское слово facility значит одновременно "оборудование", "аппаратура", "техустройство" - и "легкость", "податливость", "отсутствие препятствий", "благоприятные условия". То есть, как уже было сказано, деньги делаются из воздуха, из дыма. Это "биржа". Это "еврей". Но это и основной онтологический закон: "дом бытия" - в воздухе, или, если вам так больше нравится, корни человека - в небе.

Есть знаменитая книга, которая, похоже, станет модной в России: "Протестантская этика и дух капитализма". Макс Вебер доказывает, что современный капитализм, с его рациональной методикой организации производства, создан религиозным духом христианских пуританских сект. В подробности тут входить незачем, выделю только такую мысль: успех в делах стал компенсацией за отказ от гарантированного спасения в посмертном существовании, следствием некоего экзистенциального отчаяния. Не менее знаменитый в свое время Вернер Зомбарт доказывал другое: современный капитализм - это умение манипулировать деньгами, выработанное, культивированное и сохраненное евреями; значит, капитализм - это еврейское создание. Эти точки зрения, однако, примиряются, если помнить одновременно и о знаковой природе денег, и об условности "спасения". Отчаяние может овладеть не только при виде безответного неба, но и при зрелище печных труб разрушенного земного дома. Нужно только не забывать о том, что первыми, а если угодно - вечными погорельцами мира были и остаются евреи. Для полного сходства с ними русским остается только разбогатеть.

И они разбогатеют.

Нью-Йорк, 1991 г.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1110
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
568
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3144
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2489

Другие новости