0
1193
Газета Стиль жизни Интернет-версия

29.01.2000 00:00:00

Бомба для Артемиды

Тэги: журналист, Чечня


ОБСТОЯТЕЛЬСТВА этого трагического происшествия не были должным образом документированы и впоследствии замалчивались официальными лицами в РФ и США. Противоречивые краткие сообщения в программах новостей, несколько строк-близнецов на газетных страницах... И уже через день - полное забвение.

22 декабря 1994 г., в четверг, в Грозном была убита американская журналистка Синтия Элбаум. Была ли Синтия обречена стать первой жертвой среди журналистов, освещавших чеченские события, или же имела место досадная "оплошность" летчика при выполнении задания верховного главнокомандующего? Работала ли она на военную разведку США, или просто, рискуя жизнью, делала свою работу - фоторепортажи с места боевых действий? Такие вопросы доводилось слышать от разных людей, исследовавших данный эпизод локальной войны. Некоторые специалисты высказывались в том смысле, что Элбаум охотилась за "умными бомбами" и снимала для Пентагона и ЦРУ те участки, по которым применялось высокоточное оружие...

Такие версии с намеком на фигуру умолчания и с указанием на деликатные шпионские задания могли еще кое-как объяснять явные нестыковки в "показаниях" свидетелей гибели журналистки, поспешные следственные процедуры в Грозном и Махачкале при негласном вмешательстве посольства. Но это лишь часть правды.

Журналисты из США и Британии отличаются, как правило, тем, что работают (а на войне - особенно) в основном по заранее утвержденной схеме. И в Косово, и в Чечне, и в других местах. Синтия была в этой корпорации не совсем своим человеком: она искала факты и лучше многих понимала нашу российскую жизнь. Оттого ее творческая непредсказуемость иногда мешала "солдатам удачи" (о них чуть позже). Ее биографию не назовешь типичной.

Синтия Элбаум родилась 19 марта 1966 г. в Нью-Йорке и выросла в штате Массачусетс. Ее прабабка по отцовской линии была русской. Это наложило свой отпечаток на выбор основной профессии. Вот несколько строк из автобиографии: "По окончании Смит-колледжа в Нортхэмптоне, Массачусетс, в 1989 г. получила степень бакалавра по русистике. Я теперь "живу между Нью-Йорком и Москвой", в последние полтора года работала независимым фотографом. В настоящее время являюсь корреспондентом "Уэст-каунти ньюс", газеты графства Франклин, штат Массачусетс..."

Друзья и земляки Синтии Элбаум отмечали ее силу воли, решительность, но вместе с тем - полное незнание специфики боевых действий и отсутствие навыков приспособления к информационной войне. Однако все американцы, работавшие в Москве и помогавшие автору этих строк провести это небольшое расследование, слезно просили не называть их фамилий. У них свои интересы.

За предыдущие 10 лет Синтия шесть раз была в Москве. В 1990 г. полгода училась русской филологии в МГУ, вернулась домой накануне августовских событий 1991-го. Ничем не отличалась от многих американцев, которые мотаются туда-сюда, зарабатывая на командировочных. Быть может, Синтии и пришлось бы заняться советологией и русистикой. Но вскоре это "вышло из моды" и правительство США ощутило избыток кадров в этой сфере.

Как бы между делом Синтия занялась художественной фотографией, поскольку в детстве неплохо рисовала. Сотрудничество с нью-йоркским фотоагентством "Магнум" повлияло на ее дальнейшую судьбу. Здесь-то и начинается собственно детективная часть этой печальной истории.

РЫВОК СКВОЗЬ ЗАСЛОНЫ

В заявке на журналистскую карточку в пресс-службу МИД РФ Синтия указывает: "Хочу получить аккредитацию, чтобы облегчить себе возможности для передвижения и освещения событий, для полноценного и качественного выполнения своей работы..." Пустая формальность. В России отсутствует лицензирование профессиональной деятельности, и журналистикой, к счастью, занимаются "по зову сердца", без ограничений.

Синтия не дождалась своей аккредитации, которую МИД России выдал бы ей сразу после Нового года. В седьмой, и в последний, раз она приехала в Москву 2 декабря 1994 г. А 15-го, после известия о начале вооруженных столкновений, вылетела на Северный Кавказ.

"Мы познакомились в июне 94-го, - рассказывала ее подруга, англичанка Элли. - У Синтии не было опыта, она не знала, что такое война. Фотожурналисты часто рискуют. И она посчитала, что должна рискнуть. Синтия только-только начинала и хотела сделать профессиональный рывок..." Вспоминая, Элли сдерживала слезы.

Молодая американка попала на "странную войну" и оказалась в окружении профессиональных "стрингеров" - наемных журналистов, работающих по разовым договорам для различных изданий.

Элли рассказывает: во вторник 20-го был звонок из Чечни. Синтия передавала через вторые руки, что у нее все в порядке и она работает с двумя фотографами из "Магнума", собирается дня через два возвращаться. А 22-го Би-би-си сообщило, что около 11 утра погибла американская журналистка. Все поняли, что это Синтия.

НЕУЛОВИМЫЙ "МАГНУМ"

Такой же звонок от "Магнума" с трагическим известием получили в российском МИДе. Но обратите внимание: самый известный представитель "Магнум-фото", работавший в Москве, в разговоре со мной отрицал факт совместной работы агентства с Элбаум... Ему вторил хорошо знавший Синтию фотограф журнала "Тайм" Энтони Сво, который даже нарисовал схему перекрестка на юго-восточной окраине города и указал место гибели журналистки. "Это в 4-5 километрах от "дворца", - добавил он.

Мне так и не удалось узнать (несмотря на сделанное публично на пресс-конференции обещание главкома ВВС дать информацию), чем же бомбили это место в тот роковой день и была ли бомбардировка именно в утренние часы... Вместе с Синтией были Стив Леман и Пол Лоув. Стрингеры. О них "ничего не знают" ни в пресс-службе МИД, ни в других, более силовых ведомствах, включая ФСБ.

На следующий день "Вашингтон пост" поместила статью под заголовком "Российские самолеты бомбят чеченский город Грозный". Говорилось об эпизоде гибели более 20 человек и в их числе Синтии Элбаум. О ней - пять строк, и в дальнейших номерах - ни одной. Регулярно короткие сообщения, в основном со ссылкой на агентство "Ассошиэйтед пресс", помещала только "Бостон глоуб", крупнейшая газета в Массачусетсе.

АП сообщило, что самолет ВВС РФ выпустил ракеты по группе мирных граждан. А вот что пишет в "Ньюсуик" Стив Леман: "Затем я услышал, совсем близко, оглушающий звук двигателей сверхзвуковых реактивных истребителей... Я думал только о том, где можно спрятаться. И вдруг двигатели заухали прямо над нашими головами. Я ощутил очень сильное сжатие воздуха, согнулся, и, как только вмялся в землю, раздался мощный взрыв. Это было ужасно... Как будто попал в океанскую волну, которая выбросила меня на песчаный берег".

В статье нет ни одной детали, хотя бы ориентира, указывающего на место гибели Синтии; ни слова о том, что она, как заявил Энтони Сво, стояла у автомобиля на краю асфальта; и взорвалась, оказывается, не ракета, а бомба; грешно подозревать автора в искажении фактов, но заметим, что в прессе вначале промелькнуло сообщение о выстреле из ручного гранатомета, потом о ракете.

Стиву Леману показалось, что прошло немало времени, прежде чем к нему вернулось сознание. Вместе с Полом они бродили среди кровавого месива, пока не нашли Синтию. Она умерла при взрыве мгновенно...

Но почему на фотографии к статье - развалины части большого капитального здания, если все произошло на окраине города, у автодорожного перекрестка? По свидетельству Энтони Сво, вокруг этого места - одноэтажные домишки сельского типа. Леман утверждает, что 800-фунтовая (350-килограммовая) авиабомба времен Второй мировой войны взорвалась от него в 10 метрах!.. Правда, это не его слова, а пояснение редакции журнала.

В пресс-службе штаба ВВС РФ мне тогда так и не ответили, есть ли на российских истребителях приспособления для таких бомб, и отказались даже издалека показать планшеты с аэрофотосъемками, несмотря на обещания тогдашнего главкома ВВС Петра Дейнекина.

Стив Леман не уточняет, как далеко от эпицентра взрыва была его коллега Синтия Элбаум, каков был примерный радиус поражения... "Британский коллега плакал, помогая чеченцам завернуть тело Элбаум в ковер", - сообщает "Бостон глоуб". А Леман пишет так: "Я произнес над ней молитву, и мы, завернув тело в ковер, отвезли его в морг. По дороге в грузовике мы с Полом смотрели друг на друга... В этой работе есть очень тонкая грань, когда чья-то трагедия становится твоей собственной. В тот день мы пересекли эту грань".

Читаешь все это с содроганием. Однако фактов не становится больше. Журналистка погибла при весьма загадочных обстоятельствах. Есть нечто такое, что власти обеих стран не хотели предавать гласности. Как видно из статьи в "Бостон глоуб", официальные лица госдепартамента США вначале сомневались, будет ли тело доставлено на родину. Об этом сказала мать Синтии Джуд Элбаум.

ПРИЧИНА НЕ УСТАНОВЛЕНА

Джуд обратилась к Клинтону с требованием, чтобы Москва извинилась и взяла на себя все расходы. Получился скандал. Президент Клинтон провел Рождество в Белом доме, в кругу семьи, но даже не ответил матери, потерявшей дочь. Джуд была разочарована молчанием со стороны президентской администрации - особенно после шумихи, вызванной в те дни аварией вертолета США в Северной Корее, когда один летчик погиб, а другой оказался под арестом...

"Когда американцы едут в зону военных действий, они рискуют и сами несут за это ответственность". Госдепартамент США в декабре 1994 г. предупредил своих граждан, что им не рекомендуется посещать Чечню. Интересно, кто мог знать заранее, тем более что война не объявлялась, о каких-то "боевых действиях"? Здесь мы близки к разгадке. Ельцин публично признал, что его подчиненные бомбили город Грозный, после вопросов Клинтона. Гибель Синтии Элбаум сняла завесу молчания. Сейчас об этом как-то забыли.

В конце концов останки Синтии с помощью дипломатов и журналистов доставили в Махачкалу, а затем самолетом - в Москву. Туда прибыл Барри Элбаум. Рейсом голландской авиакомпании KLM отец в последний раз сопровождал дочь до Нью-Йорка. Она не работала на правительство, поэтому не было ни почестей, ни американского флага...

Почему не было расследования и опознания? Следователь Савеловской межрайонной прокуратуры, оформлявший документы, получил бумагу из посольства США в Москве с просьбой обойтись без вскрытия и судебной экспертизы. Осталось неизвестным место смерти, как и то, погибла ли Синтия от авиабомбы, ракеты или же от взрыва какого-то другого устройства. Словом, ничего не доказано. Остались лишь версии трагического происшествия.

Синтия Элбаум погибла в Чистый четверг накануне Рождества, отмечаемого в Америке 25 декабря. Она вернулась к месту своего рождения - на Лонг-Айленд, чтобы обрести там вечный покой. В том году это был пятидесятый случай насильственной смерти среди журналистов в мире и первый - в разгоравшейся тогда чеченской кампании, унесшей жизни более 20 работников прессы. Вспомним полковника Владимира Житаренко из "Красной звезды", Йохана Писта ("Штерн", ФРГ), оператора псковского ТВ Валентина Януса... Это лишь те, кто стал жертвой "боевой обстановки" в первые дни 1995 г. Вокруг причин и обстоятельств их гибели до сих пор нет единого мнения. Это упрек живым.

Много месяцев после гибели дочери Джуд Элбаум вела переписку с госдепартаментом и американским посольством в РФ через законодателей от штата Массачусетс сенатора Джона Керри и конгрессмена Джона Олвера, огорченная выданной ей официальной справкой: причина смерти "точно не установлена". Из этих документов видно, что Пол Лоув работал на Би-би-си, а тело Синтии было передано сотруднику фирмы ритуальных услуг некими "британскими коллегами" в Махачкале, после чего 24 декабря оказалось в морге Боткинской больницы. По всем канонам детективного жанра лицо, якобы выдавшее властям США справку на основании УПК РФ, осталось неизвестным. Аутопсии не производилось, и свидетельство о смерти не оформлялось, потому что в протокол пришлось бы занести... нежелательные для обеих сторон показания. Хотя 20 апреля 1995 г. Джуд Элбаум и получила "форму 180" - свидетельство о смерти гражданина США за рубежом, выданное помощником генконсула посольства в Москве. В ответе сенатору Керри генконсул невольно еще больше запутывает суть дела.

Синтия, по древнегреческой мифологии, - одно из имен богини охоты Артемиды. Фотожурналистка Синтия Элбаум верила в гуманные принципы и честно выполняла свой профессиональный долг. Она была очевидцем безумной охоты на людей и стала жертвой информационной войны, по неумолимым законам которой причина ее смерти "точно не установлена". Войны, где под тысячами объективов телекамер правду скрывают так же тщательно, как когда-то имя Герострата, сжегшего храм Артемиды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глава Минэкономразвития не верит в тезис о перегреве российской экономики

Глава Минэкономразвития не верит в тезис о перегреве российской экономики

Ольга Соловьева

Предприятия находят ресурсы для увеличения производства – выяснили участники Петербургского форума

0
366
Нефтяные доходы растут при сокращении объемов добычи

Нефтяные доходы растут при сокращении объемов добычи

Михаил Сергеев

Минэнерго обещает создать альтернативные ценовые индикаторы для энергоносителей

0
392
Фабрики искусственного интеллекта ввергают рынки в безумие

Фабрики искусственного интеллекта ввергают рынки в безумие

Анастасия Башкатова

Главный чипмейкер заявил о начале новой промышленной революции

0
411
Российскую водку будут поставлять в Аргентину

Российскую водку будут поставлять в Аргентину

0
242

Другие новости