0
3660
Газета Культура Печатная версия

06.06.2024 17:57:00

Энциклопедия японской жизни на Никитском бульваре

В Музее Востока можно узнать, как игра в волан способна избавить от невзгод

Тэги: музей востока, выставка, красавицы и воины, сю тиканобу, японская гравюра


музей востока, выставка, красавицы и воины, ёсю тиканобу, японская гравюра Трогающая душу и в то же время удивительно актуальная выставка открылась в Музее Востока. Фото автора

Сводчатые залы особняка Луниных на Никитском бульваре на все лето становятся энциклопедией японской жизни. В Музее Востока открылась выставка «Красавицы и воины. Тиканобу», посвященная творчеству выдающегося мастера японской гравюры.

В главном зале выставки, слева от входа, заботливо помещенная в огромную стеклянную витрину, висит подробная карта города Эдо (современного Токио), но в самом центре бумажного полотна – белое пятно, словно кто-то намеренно постарался стереть все детали. Это – замок Тиёда, резиденция военных правителей Японии, сёгунов Токугава. Изображение любых строений внутри замка было запрещено по требованиям безопасности того времени. Внутрь крепости могли попасть лишь представители высшего самурайского сословия, все женщины (члены семьи сёгуна, наложницы и фрейлины) жили там затворницами, а наемным служанкам под страхом по-настоящему сурового наказания было запрещено разглашать любую информацию о происходящем внутри замка. Таким образом, белое пятно на карте иллюстрирует уровень секретности, сопровождавший судьбу жителей замка Тиёда.

В течение всего периода правления сёгунов Токугава художники изображали только внешние стены неприступной крепости. Все происходящее внутри огромного военного укрепления оставалась для простых горожан Эдо абсолютной загадкой. Только во второй половине периода Мэйдзи (1868–1912) стало возможным появление серий гравюр, посвященных жизни правящего военного сословия и традициям, соблюдавшимся в самурайских замках, – «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1896) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), которые создал Тоёхара (Ёсю) Тиканобу, один из последних великих мастеров гравюр периода Мэйдзи.

Выставка занимает шесть больших залов и является событием беспрецедентным по количеству и качеству подбора материала. Впервые в мире в рамках одной экспозиции собраны две полные серии гравюр, всего представлено более 100 триптихов. Проведена колоссальная подготовительная работа, которая растянулась почти на два десятка лет, ибо коллекционер Александра Иванова, чьи страсть, любознательность и энергия позволили состояться этому без преувеличения мирового уровня мероприятию, начала свой путь к ней 17 лет назад. Никто не мог предположить, что первая спонтанная покупка сшитых в альбом 10 триптихов станет путеводной звездой, которая приведет в итоге к этому грандиозному выставочному проекту.

Музей Востока также впервые представил часть своего собрания гравюр Ёсю Тиканобу и дополнил выставку редко экспонируемыми предметами из своей коллекции, подобранными куратором выставки Ольгой Черновой.

Каталог выставки – это, по сути, полноценная книга. Настоящая энциклопедия японской жизни эпохи Эдо, иллюстрированная одним из лучших мастеров укиё-э – прощальным подарком ушедшей великой эпохи. Книга-каталог превосходно издана и, несомненно, займет достойное место на полке каждого любителя японского искусства. Написана она простым языком без ненужных усложнений, без гранитного академизма, через который удается пробиться лишь с тяжелой киркой геолога-лингвиста. Русский язык на страницах книги живой, наш с вами.

История страны, после десятков и сотен страниц, исписанных ровным почерком, вдруг открывает новую главу, оставляя в прошлом все, что было написано ранее. Жизнь внутри секретного дворца, оставшаяся на листах Тиканобу, – прощальный оммаж целой эпохе на пороге грандиозных изменений, которые накроют Японию через десяток лет. Но в тот момент еще никто не знал, что происходит в земной коре, и не чувствовал вибрации под ногами. Самураи хранили военные традиции, красавицы писали стихи и любовались сакурой. Могучий замок – белое пятно на карте столицы – жил своей красочной жизнью, не зная, что очень скоро все это останется в прошлом и эти красавицы и воины – уже часть истории.

В фотоискусстве есть понятия студийная и документальная съемка. Студийная – это постановка с продуманным светом, композицией, отбором деталей. Документальная – ровно наоборот, когда главное – успеть нажать на затвор фотокамеры, чтобы запечатлеть мгновение, которое никогда больше не повторится. Тиканобу удалось невозможное. Он зафиксировал в своих гравюрах последние годы уходящей эпохи, совместив студийную выверенность композиции и точность деталей с документальной фиксацией исчезающей на наших глазах реальности, что привело к снайперски точному попаданию в нерв и эстетику прекрасного века. Например, в число выставленных гравюр входит триптих «Игра в волан», на котором дамы перебрасывают деревянными расписными ракетками шарик из семян мыльного дерева с воткнутыми в него перышками, который остается в памяти как один из символов той удивительной эпохи.

В каталоге каждой гравюре посвящена отдельная глава, что придает тексту такую привычную нам дробность. Авторы разобрали каждый лист до атомарного уровня, обратив внимание практически на все детали, которые видит зритель, одновременно погружая его в социальный и политический контекст того времени, отважно жонглируя самыми разными темами, переключая внимание читателя с цвета заколки в прическе красавицы на особенности техники стрельбы из лука. Книга читается как увлекательный детектив.

Подарите себе два часа своей жизни, отключите телефон и отключитесь сами от сумасшедших московских ритмов. Пролистайте эти желтоватые листы, созданные знаменитым мастером. Сходные чувства мы испытываем, когда держим в руках альбом с черно-белыми фотографиями, со страниц которого смотрят те, кого уже с нами нет. Эта выставка – настоящий гимн дивному миру, которым мы восхищаемся и которому немножко завидуем даже сейчас, спустя полторы сотни лет. Тектонические сдвиги истории не сверяются с нашими желаниями. Они просто происходят. Красавицам и воинам Тиканобу довелось жить именно в такой период, когда все меняется безвозвратно.

Трогающая душу и в то же время удивительно актуальная выставка открылась в Музее Востока. Спасибо ей за эмоции, которые мы стали испытывать, к сожалению, все реже. 


Читайте также


Екатерина Евсеева: "Абрамян тосковал по "Зоопарку" Григорьева"

Екатерина Евсеева: "Абрамян тосковал по "Зоопарку" Григорьева"

Дарья Курдюкова

Куратор выставки из Музея русского искусства в Ереване – о коллекции его основателя

0
923
"Метафизика авангарда" Антона Чиркова в Галерее на Шаболовке

"Метафизика авангарда" Антона Чиркова в Галерее на Шаболовке

Дарья Курдюкова

Савонарола живописи

0
3614
Путин занимается избирательной кампанией Беглова...

Путин занимается избирательной кампанией Беглова...

Иван Родин

Госдума отвечает Бастрыкину ужесточением законов о миграции

0
3497
Вечный город вобрал в себя все слои современности

Вечный город вобрал в себя все слои современности

Анастасия Башкатова

В Москве можно увидеть Рим, который происходит снова и снова

0
3851

Другие новости