0
1094
Газета Стиль жизни Интернет-версия

13.07.2004 00:00:00

Давайте созвонимся

Тэги: необязательность, опоздание, стихия


необязательность, опоздание, стихия От гнета социальной рутины можно уйти и так.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Скажи нашему человеку: сегодня четверг, – и он почти наверняка поинтересуется, откуда вам это известно. Потому что календарь для большинства не обладает силой истины в последней инстанции. Если бы обладал – зачем жить дальше, когда и так все известно наперед. Панические ожидания, которым одинаково подвластны и простые люди, и интеллигенция – пусть на разные лады, – на самом деле суть редуцированный бунт против определенности порядка вещей и сладостный призыв к хаосу. Без национального апокалипсиса просто нельзя жить, не то придется работать.

Напротив, любая определенность, чуем мы, тщится поглотить нас. В лучшем случае – пытается нас унизить и принудить. Изнасиловать. Она нам не просто претит, она нам угрожает, как убийца из-за угла.

Чемпионы в этом смысле, конечно же, наши женщины. Если женщина что-нибудь сделает вовремя, это будет означать, что ее не уважают, именно так. Ведь многие женщины, когда что-то делают, склонны полагать, что это с ними делает кто-то еще. С другой стороны, ей мнится, что, будучи загадочно неточна, она станет более обаятельна и желанна. Но это вовсе не банальный психологический расчет. И даже не интуиция. Это, так сказать, горнее дыхание, купание в струях эфира, это сладкая стихия необязательности, от соприкосновения с которой никто добровольно не откажется – только по принуждению лагерного начальства. И если она опаздывает на два часа, то не потому, что испытывает чьи-то чувства, – она просто-напросто кайфует от неопределенности бытия как таковой.

Конечно, немчуре – в широком смысле, ведь на Руси иностранцев чохом всегда называли немцами – этого не понять. Им ни за что не угадать, отчего у нас на свидания опаздывают не только девушки (из застенчивости и кокетства, как им мнится), но и вполне серьезные партнеры. Банальное «мы же с вами договаривались» отдает для нашего уха даже не бестактностью – тупостью и безнадежной неспособностью к полету. Это потому, что русское время, вопреки Бродскому, именно что пропорционально русским просторам, а значит – «куда торопиться?», и я, живя на даче, подозреваю, что эту замечательно выразительную русскую присказку взяли на вооружение уже и машинисты электричек.

Кажется, так дело обстоит потому, что в некотором смысле любой истинно русский человек чувствует себя на «ты» с вечностью. И вовсе не из религиозности или философичности, но вполне органически. Он интуитивно знает, что работа не волк и в лес не убежит, а он сам – никогда не умрет. И оттого смерть он воспринимает равнодушно, как некую оплошность мироздания, досадную, но к нему лично прямого отношения не имеющую. Недаром именно русский философ Федоров перенес евангельский Страшный суд на русскую бытовую почву, сделав воскрешение и бессмертие делом почти обыденным┘

Конечно, нам приходится то и дело совершать уступки, скажем, лунному циклу, вращению Земли, восходу и закату. Ну, как вдохновенному поэту приходится время от времени скрепя сердце спускаться с вершин духа в долину быта – хоть за пропитанием. Обратно тому, как почти всякий русский человек ответит на вопрос, отчего он так стремится в отпуск: вставать не надо, – в будние дни приходится именно что вставать. Причем, как это ни ужасно, вовремя. Тоска по праздникам и лежанию на печи – не лень, как мы уже выяснили, и не усталость только лишь – нет, это метафизическая борьба с предопределенностью. А наш национальный фатализм, эти «будь что будет», «авось пронесет», – гордое неприятие и противостояние порядку бытия. Недаром именно в отечественной науке, в теоретической физике, возникли замечательные пионерские работы по «упорядоченности хаоса», который, оказывается, можно просчитать, поверить алгеброй.

Ведь речь идет не просто о тяге к разрухе и неопределенности или об отсутствии каких бы то ни было обязательств, с чем никогда еще в русской истории не могло справиться никакое начальство – ни кнутом, ни пряником. Нет, все значительно вдохновеннее и дерзновеннее. В умах самых лучших бойцов за необязательность и неопределенность всего и вся – например, казнокрадов, мнимых банкротов, необязательных должников, директоров шахт, которые не платят получку рабочим, – почти наверняка тлеет гениальная догадка об определенном смысле, кроющемся в неопределенности. О том самом порядке в недрах хаоса, и не наследники ли они античного еще космогонического мифа.

Этого не желают понять ни вышестоящие чиновники, которые оных директоров призывают к ответу, ни прокуроры, ни журналисты, ни сами, наконец, шахтеры, – летают низко. Но уверен, что, ознакомившись с этой заметкой, они на многое посмотрят иными глазами. И жизнь наладится. Девушки вообще не будут приходить на свидания. Кино, объявленное на четверг, будут крутить в пятницу, поезда, которые должны были идти сегодня, ушли еще вчера, зарплату за март будут платить в октябре, а солнце станет садиться на рассвете. Предела хаотизации нашей жизни нет, хоть многие робкие люди в этом сомневаются, считая, что до предела мы уже дошли┘ Договорились? Тогда созвонимся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
882
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
631
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
1011
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
1188

Другие новости