0
2415
Газета Стиль жизни Интернет-версия

15.09.2004 00:00:00

Мекка кинобизнеса

Тэги: голливуд, история


голливуд, история На системе звезд, созданной Голливудом, держится сегодня кинематограф во всем мире.
Фото Reuters

Сегодня Голливуд – сердце мирового шоу-бизнеса. Процветание крупнейшей на земле «фабрики грез» создали талант, труд и независимый дух миллионов людей – всемирно любимых и забытых. Именно Голливуд 90 лет назад создал систему кинозвезд (star system).

До Падубовой рощи (hоllу – падуб; wood – лес, роща) центром американской кинопромышленности в течение 20 лет был Нью-Йорк. Контролировали рынок кинокомпании «Эдисон», «Вайтаграф», «Эссеней» и «Байограф». Последняя и использовала с 1906 года Голливуд как площадку для натурных съемок.

В истории раннего кино США значение основанной 110 лет назад, в 1894 году, компании «Байограф» так же велико, как фирмы Александра Ханжонкова – в русском киноискусстве. В «Байографе» начинали свою карьеру великие режиссеры, операторы и актеры мирового кино: Дэвид Гриффит, Мэри Пикфорд, Лилиан Гиш, Мак Сеннет, Билли Битцер, Дональд Крисп... В финансовый совет «Байографа» входили представители семейств Рокфеллеров, Гарриманов и президента США Теодора Рузвельта. А вел дела красно-рыжий Джереми Кеннеди, дед 35-го президента США. Неудивительно, что и натурную площадку они нашли наиболее перспективную: целый год яркое солнце, староиспанский стиль домов и парков, пустыня и снежные горы, фруктовые сады и тихоокеанское побережье.

Однако вскоре Голливуд, предместье Лос-Анджелеса, стал символом независимости от нью-йоркских тузов кинобизнеса, прежде всего от компании «Эдисон» (да и от «Байографа» тоже). Желая сохранить статус-кво и преградить новичкам доступ на кинорынок, старые компании объединились в «Моушн пикчерс пэйтентс компани» (МППК), монополизировав свое право на производство киноаппаратуры и фильмов, а также их прокат. Консерваторы, возглавляемые Томасом Эдисоном, травили независимых кинопредпринимателей судебными тяжбами, и неизвестно, как бы закончилось это противостояние, если бы не взбунтовались кинозвезды. Для МППК кино было лишь бизнесом, трест производил целлулоидные погонные метры пленки подешевле, равно как это делали текстильные и стальные короли с тканью и металлом. А киноактеры и режиссеры желали творить.

Первым учуял ветер перемен бывший торговец мехами Адольф Цукор. Он взорвал ситуацию летом 1912 года, объявив в титрах французской картины «Королева Елизавета», выпущенной на экран его фирмой «Фэймос Плейерс», имя актрисы – Сара Бернар. До этого американский зритель вынужден был довольствоваться понятиями «Байограф герл» или «Зайтаграф герл». Разумеется, кинорежиссеры и актеры – исполнители первых ролей были недовольны обезличенными стандартами МППК. Зритель тоже стал искушеннее: он желал видеть только своих любимцев. Цукор оказался прозорливее мастодонтов кинобизнеса: в 1904 году он открыл первый кинотеатр-дворец «Хрустальный зал» и провозгласил лозунг: «Зритель всегда прав» (так же называется его книга мемуаров, вышедшая в 1953 году). Независимые кинодельцы поддержали Цукора и сделали ставку на актеров. После этого звезды ушли к независимым. Публике это понравилось. И Верховному суду пришлось распустить МППК.

Тогда же в пуританской Америке появился термин «сексэппил» (sехарреаl, буквально – зов пола), ставший, к сожалению, и качественной оценкой актерского мастерства.

В 1913 году уже голливудские кинодельцы решили объединить свои компании (предполагаемый капитал составлял 40 миллионов долларов). Преследовались две цели: диктовать кинопрокатчикам на всей территории США свои условия, закабалив их контрактами на 45 лет, и «унять сумасшедших актеров, получающих астрономические гонорары». Переговоры велись в полной секретности. Однако суперзвезды Голливуда почувствовали неладное.

Импульсивный Чарли Чаплин удивился безразличию к себе директоров компании «Ферст нейшнл», которой его фильмы «Собачья жизнь» и «На плечо!» принесли баснословные прибыли. Он поделился своими наблюдениями с Дугласом Фэрбенксом, своим лучшим другом, и оказалось, что Дуг, создавший образ «стопроцентного американца», встревожен тем, что студия «Парамаунт» не продлевает с ним контракт. Его будущая жена Мэри Пикфорд – «возлюбленная золушка» Америки – была в той же ситуации. А ведь Мэри, по свидетельству «золотоволосого ангела» Лилиан Гиш, ее подруги с детства, была самым расчетливым и жестким коммерсантом в актерской среде Голливуда, самой дорогой его звездой.

Для того чтобы узнать планы воротил кинобизнеса, друзья наняли частного сыщика. Им стала прелестная девушка. В источники информации был выбран глава крупной кинофирмы, самовлюбленный донжуан. События разворачивались в легендарном отеле «Александрия», на 5-й улице Лос-Анджелеса. Вскоре детектив сообщила сведения, заставившие троицу применить ковбойский метод – нанести упреждающий удар. Решено было провалить объединение толстосумов, заявив о создании своей собственной кинокомпании. То есть взять на испуг.

Отчет детектива был срочно показан патриарху американского кино Дэвиду Гриффиту. Он поддержал бунтарей. В обстановке абсолютной секретности был разработан план операции.

Накануне совещания тузов голливудского кинобизнеса великая четверка разместилась за одним столиком в ресторане «Александрии». Шок от одной этой картинки превзошел все ожидания – бизнесмены повалили в зал. Кинобоги же хладнокровно составляли колонки из астрономических цифр. Мэри Пикфорд произносила: «Джентльмены, нам надлежит...». По воспоминаниям Чаплина, «стоило кому-нибудь из продюсеров войти в зал, как Дуглас вдруг начинал пороть какую-то чушь.

– В настоящее время весьма важны капуста плюс арахис и бакалейные товары плюс свинина, – объявлял он во всеуслышание».

Гриффиту показалось, что Дуг сошел с ума, но продюсеры вылетали из зала, как пробки. Прессе любезно сообщили, что свободные господа создают независимую кинокомпанию «Юнайтед артистс». Газеты напечатали заявление на первых полосах. От претендентов на пост президента фирмы с умеренным жалованьем (но с участием в прибылях!) не было отбоя. Попытал счастья и Адольф Цукор, основатель и президент студии «Парамаунт». Взяли Джозефа Шенка, по прозвищу Честный Джо. Вот тогда-то виртуальный проект решено было осуществить на деле, и в 1919 году появилась «Юнайтед артистс корпорейшн».

Ее прибыль долгое время составляла 40–50 миллионов долларов в год. Но в 40-е годы акции «Юнайтед» упали. Владельцами кинокомпании с долгом в миллион долларов оказались только Мэри Пикфорд и Чарли Чаплин, которые вынуждены были ее продать.

Это был уникальный опыт независимости (более 30 лет!), потому что акулам кинобизнеса уже в 1922 году удалось создать мощную Ассоциацию кинопродюсеров и кинопрокатчиков Америки, которая в эпоху маккартизма сыграла весьма зловещую роль в судьбах многих художников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Екатерина Трифонова

Адвокатура продолжает сомневаться в эффективности государственных юридических бюро

0
1340
Все партии интересуются "ностальгическим избирателем"

Все партии интересуются "ностальгическим избирателем"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Госпропаганда советского прошлого сформировала новую электоральную группу

0
1339
В Госдуме предложили увеличить штрафы для чиновников за оскорбление граждан

В Госдуме предложили увеличить штрафы для чиновников за оскорбление граждан

0
1005
Комитет Госдумы одобрил передачу конфискованных продуктов на гуманитарные нужды

Комитет Госдумы одобрил передачу конфискованных продуктов на гуманитарные нужды

0
809

Другие новости