0
1687
Газета Стиль жизни Интернет-версия

20.10.2009 00:00:00

Стукач в костюме

Андрей Абросимов

Об авторе: Андрей Евгеньевич Абросимов - журналист.

Тэги: донос, закон, сша


донос, закон, сша Мы все без исключения и так друг о друге докладываем.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

На вечеринку по случаю 18-летия дочери отец с матерью позвали сверстников «новорожденной» вместе с родителями. Как полагается, открыли шампанское, разлили по бокалам, но выпить не успели – приехала полиция. Кто-то из гостей тайком позвонил в участок и доложил, что по такому-то адресу несовершеннолетних угощают спиртным. Праздник закончился под цветомузыку полицейских проблесковых маячков.

Можно только догадываться о действиях главы семейства в отношении доносчика, произойди подобное в России. Но дело было в США. Знакомая дама, русская по происхождению (назовем ее Еленой), давно эмигрировавшая на Дикий Запад, рассказывала об этом случае, не скрывая восторга перед порядками на ее новой родине: «Если принят закон, по которому употреблять спиртные напитки разрешается только с 21 года, то каждый гражданин обязан ему неукоснительно следовать. Нарушил закон – пеняй не на осведомителя, а в первую очередь на себя».

По мнению Елены, «стукачество» – положительное явление, которое нужно рассматривать не иначе как следствие чрезвычайной законопослушности американцев. Мало того, утверждает она, стабильная, спокойная жизнь в Штатах во многом определяется именно институтом доносительства, когда не считается зазорным при случае сообщить куда следует о соседе, приятеле или даже близком родственнике, отклоняющемся от принятых норм поведения.

Пишу эти строки в ночной тишине, наслаждаясь пронзительным визгом дрели (кто-то наверху уже третий год делает евроремонт), и думаю про свою жизнь. В милицию не звоню, не беспокою правоохранителей мелочами типа «закона о тишине», поскольку предвижу то, что скажут в ответ. Вместо звонка несколько раз тихо, но настойчиво бью ложкой по батарее отопления. Это приносит плоды, дрель умолкает (хотя не исключено, что просто сломалось сверло)┘ Вспоминаю, как в начале лета из окна квартиры вдруг увидел, как один мужик, до этого стоявший весьма прямо и монументально, получив удар под дых от другого мужика, вдруг осел на землю, как мокрое полотенце. Стоявшие рядом люди, в двоих я разглядел своих ближайших соседей, тупо пялились на тело. Тело не подавало признаков жизни. Я набрал номер ОВД и объяснил ситуацию. Последовал короткий ответ: «Как вы все задолбали (слово по цензурным соображениям несколько смягчено автором). Делать вам больше нечего?»

Следует признать: у рядового американца и рядового россиянина разные отношения с государством и властью. Первый свято верит в их правоту и неотвратимое торжество закона, второй с младых ногтей слышит от опытных взрослых: «Закон, что дышло, как повернул, так и вышло». Однако сей постулат вовсе не означает, что определенный правовой нигилизм избавил нас от феномена стукачества. Кстати, сначала этим словом называли тюремное перестукивание. Когда соседи по камерам переговаривались условными стуками о делах своих скорбных. И лишь позднее понятие «стукач» стало синонимом доносчика, тайного осведомителя.

Доносительство старо, как мир. О нем мы найдем упоминания и в Ветхом Завете, и в других источниках, повествующих о деятельности человечества. Оно и теперь играет важную роль, причем не стоит его связывать лишь с конкретными личностями, наделенными неким набором качеств. Стучат и доносят друг на друга целые государства, союзы, объединения народов. С удовольствием и наслаждением стучат новые восточноевропейские страны на большого восточного соседа. Стучат на Востоке, Западе, Севере и Юге. В Древнем Китае, например, по доносам жгли книги, в современном они (осведомители) – оплот незыблемости власти. Помню, как в одну из командировок на Амур мы с нашими пограничниками гоняли китайских браконьеров. Так вот. Бросать сети и падать лицом на дно джонки нелегалов-рыбаков заставляли не грозные крупнокалиберные пулеметы, а наша журналистская телекамера. Браконьеры не боялись умереть – они страшились, что пленка с их приключениями попадет в руки китайских властей. В таком случае рыбакам грозила неминуемая высылка с благодатных берегов Амура в центр страны, где средства на пропитание добывать гораздо сложнее┘

Можно проследить закономерность: чем свободнее и либеральнее страна-«стукачка», тем институт доносительства и его последствия мягче. По направлению от Европы к Азии (случай европейского фашизма стоит отдельно)... Россия, как известно, находится в золотой середине┘ И уж если говорить о стукачестве как об определенном социальном явлении, то стоит, видимо, сформулировать так: стукачество – есть тип правосознания. И делать поправку на интеллектуальный и культурный уровень развития потенциального соискателя на этот титул.

Вот и учат нас американцы уму-разуму. Только не понимают при этом самого главного. И американцев, и нас учили правосознанию одним методом, но разные люди – их в правах уравнял господин Кольт, а нас – товарищ Маузер. А теперь те, кто хорошо это осознал и почувствовал разницу, пусть скажут о пользе доносительства и стукачества во времена, которые связывают с именем Сталина? Да и с другими именами тоже?

Мы все без исключения и так все друг о друге докладываем – друзьям, начальству, дворникам, участковым, отвечаем на анкеты соцопросов. Но этого, оказывается, недостаточно. От нас кто-то хочет услышать неосторожные слова «о засилье иммигрантов», чтобы наши ближние побежали в компетентные органы и помогли оформить на нас же уголовное дело «за разжигание». Или заявить на соседку по коммуналке за то, что она стрижет ногти в кастрюлю с чужим супом┘ Чем не умышленное причинение вреда здоровью?

А уж если слишком широко улыбнулся проходящей мимо девушке – можно смело идти и отсиживаться «за домогательство»┘


Иногда, чтобы выжить, надо закрывать глаза на беспорядки.

Приходится признаться – мы живем больше не по законам, а по понятиям... А означает ли это, что мы до традиционного правового сознания не доросли? И, чтобы не наделали очередных глупостей, нам как воздух нужно «стучать» и доносить?

А где же закон? Почему мы талдычим о стукачах, так сказать, в отрыве от главного производства? Того, которое призвано принести в наш мир относительный порядок? В мире сейчас доминируют две правовые системы: так называемые романо-германская и англо-саксонская (прецедентная)┘ Россия, как всегда, стоит на перепутье. Романо-германская правовая система более четко разграничивает понятия государства и общества, характеризуется строгостью позиций и постулатов, статей. Англо-саксонская система – либералка. Прецедент, однажды созданный судом, может заменить всю законополагающую базу. Именно поэтому в США, краю свобод и демократий, так много, мягко говоря, странных законов. Например, там нельзя целовать лягушку после 23 часов вечера. Это не просто прикол демократии. За этим законом, вероятно, стоит серьезное нарушение, которое вылилось в подобную формулировку. То есть был прецедент, на основании которого будут судить еще многочисленные потомки судей. Нам вообще-то очень подошла бы такая система! Издадим законы: нельзя писать в подъездах (15 лет лишения свободы), плеваться на улице (пожизненно), использовать ненормативную лексику (это уже можно подвести под расстрельную статью). Кто будет задумываться, что закон появился при совершении серийного убийства, а убийца при этом грязно матерился? Вот где стукачам было бы раздолье! Кстати, именно при англо-саксонской прецедентной системе стукачам стали официально платить деньги. Легализовали, словом┘ Кому стучать, а кому кошельком бренчать┘

Ну а как же мы? Сейчас, в настоящее время, в данный момент?

Есть ситуации определенного рода, когда для того, чтобы выжить, надо закрыть глаза на непорядок, не настучать. Это отдельный случай. Возможно, в какой-то момент Россия так и выжила после погрома 90-х годов.

К нашей российской реальности больше всего сейчас подходит беспрецедентное право. Ибо оно все тайное обязательно сделает явным. Допустим, попал человек под колеса «Бентли», испортил вмятинами от тела дорогую тачку – создал прецедент. А вот со следующими зазевавшимися пешеходами и разбираться-то не станут! Прецедент есть – отвечай! И никакие конституционные права и законы не помогут. Стукач чем хорош? Своей целесообразностью для конкретной правовой среды┘ Наша понятийно-правовая система для доносчика и стукача – родная стихия. Особенно в состоянии форс-мажора, в котором десятки лет пребывает страна.

Говорят, дна кризиса мы еще не достигли. И что там нас ждет на дне? Точно сказать не берусь, но уверен, стукачи покажутся в первых рядах┘

Звучит кощунственно, но первым стукачом на Земле был Адам. Он застучал Еву за то, что она предложила ему чудо-яблоко. Ева застучала Змия┘ И так пошло по цепочке до наших дней. Плохо это или хорошо – решать каждому. И самое важное не забывать – Адаму Бог не только работать наказал, но и костюм кожаный подарил! Впрочем, это совсем не означает, что доносить – хорошо. Просто в костюме работать удобнее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1655
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4141
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2282
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2581

Другие новости