Создатели фильма следуют всем правилам жанра, но в ужастике затронуты и важные социальные темы. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Кровавый урожай» – ироничный ужастик режиссера Илая Крэйга, который одновременно и пародирует слэшеры 80–90-х, и является весьма оригинальным и актуальным социальным высказыванием на тему современного конфликта поколений. Место действия – кукурузное поле, главный злодей – клоун, а его жертвы – подростки. Идеальный и проверенный временем микс, изящно дополненный шутками про зумеров, которые не умеют водить машину на механике и пользоваться дисковым телефоном.
В захолустный провинциальный городок переезжают из другого штата папа с дочерью – Гленн (Аарон Абрамс) будет работать врачом, его дочь Куинн (Кэти Дуглас) пойдет в старшую школу. Место, когда-то процветавшее благодаря фабрике кукурузного сиропа, теперь выглядит весьма депрессивно, и девочка уже предвкушает прозябание без интернета и каких-либо развлечений. Однако уже в первый день знакомится с веселыми одноклассниками, которые ведут популярный видеоблог – снимают постановочные видео, в которых на них якобы нападает убийца в маске клоуна.
Несмотря на замечания учителя (Брэдли Савацки), наказывающего чуть ли не весь класс за срыв урока, предостережения шерифа (Уилл Сассо), у которого с компанией подростков свои счеты – якобы несколько месяцев назад именно они во время съемок очередного ролика устроили пожар на фабрике, лишив полгорода работы, – и запретов отца, которому не нравится, с кем связалась дочь, Куинн сбегает из дома и проводит время с новыми друзьями. Тем более что один из них, сын главы города Коул (Карсон МакКормак), проявляет к ней симпатию. Во время посиделок новенькая становится героиней очередного кровавого видео, но, просматривая запись, замечает в кадре еще одного клоуна – никто не знает, откуда он взялся. А вскоре друзья начинают пропадать один за другим.
Примитивный на первый взгляд сюжет оборачивается весьма неглупой историей, авторы которой точно знают, что делают – не очередной проходной хоррор, а ироничное переосмысление жанра. Поэтому и клоуны, и кукурузные поля (к слову, в оригинале фильм буквально так и называется – «Клоун на кукурузном поле») появляются в кадре намеренно – и нагло, будто в ожидании выкриков «да сколько можно!». При этом создатели с уважением и трепетом следуют всем правилам жанра, создавая эталонный слэшер – ужастик, в котором маньяк преследует группу подростков (яркий пример – франшиза «Крик»). Изобретательные убийства, которым позавидовала бы сама Смерть из «Пункта назначения», соседствуют с подростковыми переживаниями, утрированными и местами также комичными, высмеивающими подобные же истории из классических фильмов ужасов – кровь и любовь рифмуются, и всю «глубину» этой рифмы в «Кровавом урожае» выворачивают швами наружу.
Вторым слоем идет социальный контекст и подтекст – и тут уже нечто посерьезнее, чем шутки над избитыми хоррор-приемами, клоунами и кукурузой. Через историю о маньяке, убивающем подростков, проступает высказывание о конфликте поколений, причем вполне определенных – родителей, выросших в 80-е и 90-е именно на тех самых фильмах, которые пародирует «Кровавый урожай», и их детей, сегодняшних 17–18-летних, для кого такое кино выглядит устаревшим, совсем как телефон с диском (и на что тут нажимать?). Непримиримые враги, похлеще киношных маньяков и их жертв, вступают в бой за право жить своей жизнью – первые хотят, чтобы все оставалось как прежде, и возмущаются, что молодежь отвергает прошлое, вторые пытаются отстоять свое право быть услышанными и принятыми всерьез. Локальная история Куинн и ее отца, с трудом принимающего тот факт, что дочь выросла, а ему самому не помешала бы помощь психотерапевта, распространяется на весь город. И недаром Куинн все время твердит, что все взрослые какие-то злые – это и подсказка, и лейтмотив, и вечные «отцы и дети».