0
5085
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.12.2013 00:01:00

Пустяки, наполняющие бытие

Игорь Михайлов

Об авторе: Игорь Михайлович Михайлов – прозаик.

Тэги: италия


италия Молчат в Италии только манекены в витринах.

Для итальянцев политика – это род досуга. Тем более в маленьких городках.
Мачерата! 

Кажется, что эти старые, видавшие виды крепостные стены уже ничем не удивишь. Но раз в два года Италию накануне выборов в парламент трясет в эпилептическом припадке. И тогда Апеннины не отлипают ни на минуту от телевизора, а по узким улочками разъезжают передвижные «бутерброды», рекламирующие своих кандидатов. Матюгальник надрывается, словно в предсмертном хрипе. 

Мне-то всегда казалось, что идиотизм или вера, будто с помощью всей этой бесконечной словесной трескотни можно выбрать себе будущее лучшее, чем мы заслуживаем, – это наша родовая национальная черта. Однако Италия от нас убежала недалеко. 
 
В Мачерате на Пьяцца Чезаре Баттиста в разгаре предвыборный митинг. 

Оратор в белой рубахе, джинсах и кроссовках, надрываясь, очень артистично валяет ваньку.
Итальянцы – самая говорливая нация. Они болтают обо всем на свете, сжимая в пальцах щепотку соли и перца, размахивая руками, словно дирижируя бесконечной и беспечной музыке жизни. Причем с такой скоростью и страстью, что мысль едва поспевает за словами или не поспевает вовсе, отстав от них на три круга до финиша. 

О макаронах, кальчо, женщинах, политике какой-нибудь чепухе, не стоящей и выеденного яйца, итальянцы в ресторане будут разоряться часа два, три, перебивая друг друга идиоматическими выражениями типа:
– Какого хрена ты болтаешь?
Ключевое слово – «хрена». Болтать ни о чем все равно, что мести помелом ,– это очень по-итальянски. 

Поэтому выборы и предвыборные митинги – прекрасная возможность выпустить хоть на немного пар из этого котла, который вот-вот взорвется и разнесет вдребезги витрины магазинов и кафе.
Причем возраст не имеет значения. А тут оратор как раз не молод, но и не стар. Золотой возраст видавшего виды мужичка, когда любая произнесенная им чушь приобретает вид мудрости. Тем более с такой кинематографической убедительностью, словно он только снялся у самого Бениньи – или он сам и есть Бениньи. 

Оратора в буквальном смысле трясет. Он искренне возмущен до глубины души, почему все те, кто его слушает, прямо тут же не убежали голосовать за его партию. Иной раз кажется, что он вот-вот спрыгнет со сцены и в падучей забьется на брусчатке. Микрофон вырывается из рук. Эхо его речи, облитое горечью и злостью, взмывает наверх, к романскому портику местной администрации, которая занимается вопросами транспорта. 

Ну, правильно, откуда же еще, как не отсюда, направлять на путь истинный заблудших в своем политическом невежестве тупоголовых маркеджанских овец?
Лицо раскраснелось, как в бане, и покрылось испариной, голосовые связки напряжены, как канаты. Избиратель, подобно женщине, любит ушами. 

Его голос, чуть глуховатый, с хрипотцой, как будто на концерте популярного в Италии певца Дзуккеро (Сахарный), пойманный каменными аркадами, тесными коридорами улочек и размноженный, словно листовка, поставленными в каре домами, подогретый жарой и разогретыми на солнце камнями, мечется, бьется о стены. 

Но на пьяцце абсолютно пусто. Я – единственный зритель. Народ дружно игнорирует этого паяца, видимо, из-за зависти. Ведь говорит он, а не они.
Кому такое понравится? 

Поэтому он обращается исключительно ко мне. Я из вежливости слушаю, оптом принимая все его убедительные доводы и умозаключения. Мне нравятся бесплатные уличные спектакли.
Лишь двое полицейских лениво надзирают за тем, чтобы ничто не отвлекало человека от этого упоительного – переливание из пустого в порожнее – занятия. 

Театр и Колизей в одном флаконе. 	Фото автора
Театр и Колизей в одном флаконе.     
Фото автора
Спустя час запал оратора не иссяк, но и публики не прибавляется. Кроме пожилого заросшего щетиной старичка в вылинявшей футболке, который, лениво приоткрыв деревянные ставенки, сквозь которые, словно сквозь сито, просеиваются солнечные лучи и время, кажется, немало удивлен тем, что его полуденный покой так беззастенчиво прерван.
Он ворчливо, впрочем, весьма миролюбиво огрызнулся, что-то такое процедил сквозь зубы: «Фильо ди путано». 

Ставни захлопнулись, оратор откашлялся и продолжил с еще большим запалом, напоминающим истерику или обвинительный акт мужа, уличившего супругу в неверности.
Сердце красавицы склонно к измене, а избирателя и подавно. Кому как не итальянцам знать об этих прописных истинах. 

Я бы с радостью, учитывая артистические достоинства оратора, проголосовал за его партию, но предпочитаю наших сукиных сынов. Вернее, это меня предпочитают. И вовсе не из-за патриотического пароксизма, а потому что мне мой паспорт выдан в ОВД города Жуковского.
Мачерата удален от моря, и здесь нет этого стандартного набора: гостиница, шале, пляж. Поэтому есть чем поживиться оголодавшему до романского стиля русскому глазу: театр Арена Сферистерио, церкви, всевозможные Ворота (Святого Джулиано, Горные, Торговые, Римские), улочки с аркадами, башней замка с часами, сквозь которые проглядывают скульптуры всевозможных эпох, небо невозможных оттенков – от свинцового до голубого – и струящийся прохладой из долины воздух. Отчего эта груда камней не кажется такой фатально тяжелой.
Можно особо не задумываться о том, что это за стиль. Стиль провинции Марке (единственная область Италии во множественном числе) везде практически одинаковый – кафедральный собор, площадь с административными зданиями в центре, театр, крепостной вал, заросший травой, кафешки, магазины, ленивый людской поток, который оживает к вечеру, когда солнце закатывается за крепостной вал. И усаживается, словно курица на насест в гнездо, в голубоватую гладь, а волны напоминают кухонную терку. 

Театр – это обязательный атрибут городской архитектуры и жизненного уклада. Если в городе есть пара тысяч жителей, то поход в театр – такой же неизменный ритуал, как воскресная месса, субботний футбол, паста с друзьями в ресторане и променад перед сном. Медлительный, исполненный важности и значения процесс. 

В Мачерате, как и в любом другом городишке Марке, гуляют в обрамлении старины, как будто антикварную лавку вывернули наизнанку и ты и сам вроде как на сцене. Неважно, кто автор, но роль написана для тебя одного. Попробуй пройтись по этой авансцене, которую готовили римляне, а после подновляли мозаикой византийцы, кургузо и непрезентабельно. Да тебя просто публика освистает, и больше никто не пустит в центр города. Будешь всю жизнь ходить вокруг и около по тесным, обшарпанным кварталам, куда солнце не показывается вовсе.
Там живут арабы и неприкаянные тени тех, кто посмел пропеть свою арию не так, как все, сочно и выразительно, болтая о всяких пустяках, которыми до краев наполнена жизнь подлинного итальянца… 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1532
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3941
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2187
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2466

Другие новости