0
2057
Газета Стиль жизни Интернет-версия

04.07.2016 00:01:00

Карамелька для всех

Тэги: карнавал, перформанс, фестиваль, наш продукт


карнавал, перформанс, фестиваль, наш продукт Из любого события мы можем сделать шоу. Фото Reuters

Есть один секретный механизм, который позволяет людям в России жить себе, поживать и чувствовать себя свободными от чего бы то ни было, что бы ни происходило вокруг. Этот механизм – карнавал.

Начну с события вполне невинного. С фермерского фестиваля «Наш продукт», прошедшего недавно в Москве. Отечественные фермеры много чего вкусного выращивают, им похвалиться не грех. Однако устроители фестиваля выбрали своей темой традиции Древней Руси, превратив мероприятие из современного гастрономического праздника в иное шоу. С балалайками и косоворотками, телегами с сеном и сеном без телег, с деревянными лошадками, богатырями, сборными избушками и прочей бутафорией – 33 сказочные площадки, 340 шале… На организацию всего этого ушло 167,5 млн бюджетных рублей. Зачем? И не в откатах дело. Иначе мы не можем. Потому что просто поглощать и угощать (а ведь пока еще реально есть чем, несмотря на все антисанкции) – это как-то не по-нашему, скучновато. Потому что вся наша российская жизнь – это грандиозный перформанс. И фермерский фестиваль «Наш продукт» в том числе.

Аресты губернаторов. Запреты хотя бы чего-нибудь. Кампания по переименованию питерского моста. Принятие скандального пакета законов в последний день работы нынешней Госдумы. Есть в самых разных общественных событиях, политических, да и неполитических тоже, что-то гротескное, чрезмерное и нарочито демонстративное. Многое из того, что случается, словно происходит на грани фола. С одной стороны, все до соплей и надсадного крика серьезно. С другой – шутливо и фантастично. И в целом – нарочито, скоморошно. Как и полагается на карнавале. Том, настоящем, древнем, будоражащем сердце – не инсценированном, как это обычно делается сегодня во всем мире, а прежнем, темном, завораживающем, кружащем, с разными бестиями да демонами, высыпающими вдруг на белый свет. Не то жуткое, не то смешное шоу, что рождается из глубин народного подсознания.

Карнавал стал нашей социальной плотью и кровью, вот мы его обычно и не замечаем. Точно так же рыба не видит воды. Это в Рио-де-Жанейро или там в Венеции карнавал длится всего лишь несколько дней. У нас он не заканчивается никогда. Одни сцены сменяют другие, и мы несемся в этом вихре, как гоголевская тройка.

Например, как Крым стал российским? Зеленые человечки, вежливые люди, реплика президента Путина о том, что российскую форму можно легко купить в магазине… А потом – его рассказ, как он лично руководил всей операцией. Зрелищность, пикантность, смешение противоположностей – словно весь сценарий был продуман, заранее написан бывалым мастером перформансов. А не разворачивался спонтанно, рождая по ходу всё новые импровизации.

Или взять, скажем, российский павильон на нынешней Венецианской биеннале. В этом году он посвящен ВДНХ (V.D.N. H Urban Phenomenon). Критики пытались отгадать, какой смысл несет наша экспозиция. Страшилка или анекдот – эта причудливая бутафория из сталинских символов? Чрезмерный пафос или тонкий абсурд?

Но что, если как раз и то и другое? Микс из противоположностей, смешного и страшного – вот он, подлинный карнавал.

Это имеет глубокий смысл для нас – то, что мы, общество, карнавализируем практически все, что происходит с нами. Это помогает нам выбираться живыми и порой невредимыми из совершенно разных передряг. И, может быть даже, карнавал – и есть наше главное историческое завоевание.

Как можно было пережить сталинское истребление деревень, репрессии миллионов людей, массовый голод? А еще и фантасмагорию тогдашних судов и допросов? А еще лженаучные фантазии на государственном уровне? Можно – трансформируя все эти неподдельные ужасы в причудливый перформанс. С песнею: «Страна встает со славою навстречу дня». И страшным подтекстом: «Мы живем, под собою не чуя страны». Смешивая добро со злом, радость с горем, смерть с рождением, низ с верхом, начало с концом. Карнавал стал тогда, может быть, главным способом уцелеть. Все эти одобрямсы и повороты рек были нужны, чтобы довести происходящее до абсурда. И выбраться.

Карнавал ведь не только когда смешно. Это еще и когда страшно. Особенно когда страшно. Нечистая сила хулиганит. Жуткие рожи, копыта, хвосты... И в этом его спасение. Поскольку карнавал – это способ преодоления ужаса прежде всего.

Кстати, именно русский философ признан во всем мире как автор общепринятой теории карнавала. Жил себе Михаил Бахтин в Саранске в середине прошлого века и писал, казалось бы, о Рабле. Но о Рабле ли на самом деле? О Средневековье ли? Рассказывают, он внимательно читал газету «Правда» и аккуратно что-то подчеркивал в ней. И это во времена, когда никто «Правду» не читал. Не для того она издавалась.

Если запрещать европейскую еду, то самый лучший способ это сделать – уничтожить ее, и чем эффектнее, тем лучше.	Фото PhotoXPress.ru
Если запрещать европейскую еду, то самый лучший способ это сделать – уничтожить ее, и чем эффектнее, тем лучше. Фото PhotoXPress.ru

Булгаковская Москва, та, что в «Мастере и Маргарите», – это как раз буйство карнавала. Вот и другой наш философ, Мераб Мамардашвили, говорил, что советская жизнь «насквозь театральна». У нас ведь все играют роли, утверждал он, имея в виду роли именно театральные.

Даже пролетарская революция скорее возникла как футуристический перформанс, чем как рабочее восстание. И в первые годы советской власти именно художники старательно отмечали эту дату. Например, 7 ноября 1920 года в Петербурге футуристами был разыгран грандиозный спектакль «Взятие Зимнего дворца» с участием цирковых и балетных артистов и нескольких тысяч представителей массовки, где проводилась реконструкция октябрьских событий.

Хотя явно есть в карнавале что-то древнее, вековое, отнюдь не советского пошива. Спрятанное еще в русских сказках, например. Иванушка-дурачок ленится, не работает, не моется даже, то и дело впросак попадает, из-за чего вокруг черт-те что творится, настоящий балаган, а потом вдруг ни с того ни с сего ему везти начинает, да еще и по-крупному. И не оттого, что поумнел. А потому что продолжает вести себя по-дурацки. То есть фактически создает вокруг себя карнавал.

Первый признак карнавала – амбивалентность, смешение противоположностей. «Мы – люди крайностей», – утверждала реклама сочинской Олимпиады. «Мы ездим по бездорожью так же хорошо, как и по дорогам… У нас даже в жару бывает мороз по коже… У нас не получится обыкновенно: это будет великая Олимпиада».

Особенно причудлив сегодня карнавал на ТВ, в разных ток-шоу – с криками, истериками, шутами, трикстерами, причудливой правдой, честной ложью и прочим смешением верха и низа. Гротеск. Избыточность. Так легче. Так не страшно. Когда всё вверх тормашками. Почти как в сказке. (У Иванушки-то ведь все получилось).

И если, например, запрещают европейскую еду, то самый лучший способ встретить это нововведение – эту еду уничтожить. Чем эффектнее, тем лучше – сжигать, давить да закапывать.

Карнавализация – звучит почти как карамелизация. Такая поджаренная радость-сладость.

Тягучая, прозрачная, с особым вкусом. Приторная. Спасительная.

Игра, которая сулит освобождение. Преодоление страха. Выскакивание в иную реальность, в сказочный мир, где смерти нет. (Ну, смерть, конечно, есть всегда, и всегда рядом. Но в этот момент она просто смешна.) Игра, в которой, кажется, все возможно.

…И поклонится Иванушка серому волку, и простится с ним навечно. А потом вернется домой на коне златогривом. Привезя отцу своему Жар-птицу, а себе – невесту. Елену Прекрасную.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Екатерина Трифонова

Кодекс об административных правонарушениях не содержит в себе необходимых процессуальных норм

0
297
Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Анастасия Башкатова

Потребность в новом жилье без специальных мер поддержки не удовлетворить

0
418
Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Должность секретаря Генсовета РФ прежде была больше технической, чем административной

0
493
Пять книг недели

Пять книг недели

0
322

Другие новости