0
5024
Газета Стиль жизни Печатная версия

09.12.2019 16:52:00

Жара старит, мороз молодит. Чем живут романтики Крайнего Севера

Анатолий Комраков

Об авторе: Анатолий Геннадьевич Комраков – корреспондент отдела экономики.

Тэги: крайний север, норильск, экология, кухня, рыба


крайний север, норильск, экология, кухня, рыба Заготовка дикого северного оленя на Таймыре.

Жители средней полосы России часто представляют Крайний Север как суровый зимний край с плохой экологией.

Но на самом деле и там, как везде в этой жизни, – разнообразно. В Норильске, например, по-прежнему полно романтиков, людей, которые замечают и ценят необычное. Которые понимают, что живут они в необычном и удивительном месте. Это уж точно не унылый райцентр, не пыльный полустанок.

Для заядлых рыбаков здесь рай. Какая рыба! Вокруг полно рек и озер, где берут сига, муксуна, чира, хариуса, наконец, нельму – в любом виде эта рыба божественна! В отличие от центральных, тем более южных районов страны здесь рыба не болеет, ее можно есть сырую, только подняв из воды. Делают так: быстро ее почистили, порезали, положили в кастрюлю, посолили, поперчили, засыпали нарезанным луком. Накрыли крышкой и потрясли посильнее. Ждем, кто сколько сможет. Но можно и не ждать, можно не трясти, можно и без лука. Рыба настолько вкусная и нежная, что просто тает во рту. Называется блюдо сагудай. Под влиянием японской кухни сагудай стали есть с васаби, имбирем и соевым соусом. Тоже неплохо.

10-16-1350.jpg
Соревнования по ловле корюшки в низовьях
Енисея. 
 Фото Дениса Кожевникова/PhotoXPress.ru
Сагудай подают во всех местных ресторанах, но, конечно, делают из мороженой рыбы. Если вы не избалованный на рыбалках гурман – и так сойдет. Еще в общепите подают мясо северного оленя – тоже местного. Диетическое, нежное и вкусное мясо. Но лучше не знать, как его добывают. У местных народностей есть, конечно, и одомашненные олени, но большой город кормят этим мясом браконьеры: легальные, полулегальные и совсем нелегальные. Бьют они оленей в воде, на переправах. На берегах реки Пясины, например, заготовка мяса дикого северного оленя ведется на охотничьих «точках», разбросанных на протяжении сотен километров на север от Норильска. Длина реки – 820 км, и впадает она в Карское море. Лед с нее сходит к началу июля, а в конце сентября река замерзает опять. «Точки» могут принадлежать промысловым предприятиям, или предпринимателям, взявшим в аренду угодья, или незаконно промышляющим охотникам‑одиночкам. Чтобы подзаработать, некоторые норильчане берут отпуск как раз летом, но не едут в Сочи погреть косточки, а плывут бить оленя. Отпуска здесь длинные, по два месяца как раз. Вот уж где настоящая северная романтика! До точки надо еще дойти, а на озере Пясино, откуда вытекает речка, много мелей: не знаешь фарватер – вмиг изуродуешь мотор или просто так застрянешь посреди озера, только буксиром и вытянут. Чтобы не попасть на мель, лучше идти на катере с небольшой осадкой, не больше полуметра. А еще надо поставить смотрящего на нос лодки с наметкой, двухметровой жердью, разделенной красными и белыми полосами по 20 см. Прям как у Марка Твена. Ведь псевдоним писателя как раз и звучит в переводе как «отметка 2», он по молодости тоже тыкал в реку жердью в поисках дна. Часто по несколько суток, завалившись на бок, лежат на мели суденышки без опознавательных знаков. Браконьерские. Обычно в Норильске никого не надо просить о помощи: если попал в передрягу – просто ждешь того, кто может помочь. Без лишних слов тебя возьмут на буксир и вытащат из сугроба или вот снимут с мели. А в следующий раз ты точно так же молча выручишь незнакомца. Даже и «спасибо» не обязательно говорят. Но в случае с браконьерами немного не так. Все знают, чья лодка попала на мель, но знают также, что человек перевозит незаконный товар: из тундры на норильские рынки везут мясо, рыбу и другие дары природы. Так что тут с непрошеной помощью лучше не лезть.

«Точки» тоже разные. Иногда это просто покосившийся невзрачный домик. Иногда – несколько разбросанных на высоком берегу бревенчатых изб. Есть и поселки, где живут человек 40. Как правило, внутри тепло, топят печи. Кто позажиточнее – гоняет дизельный генератор. Еда обычно отменная, пойманная или собранная прямо тут, не отходя далеко от «точки»: свежайшая зайчатина, муксун малосольный, грибы‑ягоды. Дичи много. Утки и гуси не торопятся взлетать с пути катера, и если капитан не придумал ничего другого на ужин, то прямо у своего причала может снять какого-нибудь селезня из карабина. Коров здесь нет, поэтому и борщ, и котлеты – из оленины.

Работают на промысле обычно уже опытные люди, попробовавшие себя в промышленном лове рыбы, песца. Некоторые, побывав здесь раз, делают это своей профессией. После шумного и дымного Норильска людей привлекает тишина, покой, красота природы. И действительно, по берегам реки лиственницы горят всеми цветами от ярко‑зеленого до ярко‑желтого, чистый речной песок, прозрачная вода, которую можно пить. Чем дальше к океану, тем меньше деревьев и подлеска, их место занимают кусты и тундровая степь.

Но ни это, ни неприхотливые условия жизни романтиков не пугают. Мороза они не боятся, отшучиваются: «Жара старит, мороз молодит!» Объясняют, как тут случается лето: зима, зима, и вдруг в один день сошел снег и распустились цветы. Здесь, в тундре, есть все цветы, что и на «материке»: например, цветут яркие гвоздики, только очень маленькие. Зато так пахнут, как нигде больше гвоздики не пахнут. Многие норильчане говорят, что никогда не покинут этот город из‑за любви к природе. А многие возвращаются сюда, чтобы снова побывать в Талнахских горах, предгорье плато Путорана, пройтись вдоль рек Скалистая, Хараелах, побывать на Пясино и озере Лама.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Воронежский вуз вступил в Российское партнерство за сохранение климата

Воронежский вуз вступил в Российское партнерство за сохранение климата

Василий Столбунов

0
1243
"Как кому, а мне нравится думать": в России отмечают 90-летие со дня рождения Михаила Жванецкого

"Как кому, а мне нравится думать": в России отмечают 90-летие со дня рождения Михаила Жванецкого

Елизавета Авдошина

Юбилейная выставка пройдет в Норильске, Новосибирске, Москве

0
3893
В ожидании 30-х годов ХХI века

В ожидании 30-х годов ХХI века

Виктор Лось

Цели устойчивого развития и специфика планетарного взаимодействия

0
12122
Как мойва по пути на прилавок превращается в осетра

Как мойва по пути на прилавок превращается в осетра

Валентин Балашов

Из-за высоких цен граждане обходят рыбу стороной

0
4673

Другие новости