0
3535
Газета Стиль жизни Печатная версия

06.02.2022 18:41:00

Обещаю хороший отзыв. Неприятное чувство, что нас дешево купили, не оставляло

Светлана Плеханова

Об авторе: Светлана Леонидовна Плеханова – японист, гид, переводчик.

Тэги: отдых, гостиница, услуги, отзывы


отдых, гостиница, услуги, отзывы Мысли каждого пожелавшего поделиться впечатлением на виду у всех. Иллюстрация Depositphotos/PhotoXPress.ru

Однажды мы с мужем забронировали в Неаполе квартиру с очень хорошими отзывами. Мы приехали под дождем, предупредив о времени прибытия хозяина квартиры еще с дороги. Несмотря на это, нас никто не встретил, и мы еще долго не могли дозвониться хозяину. Но даже когда дозвонились и сообщили, что стоим у закрытых ворот, ведущих во двор многоквартирного дома, пришлось ждать еще минут двадцать, за которые мы окончательно вымокли.

Первоначальное впечатление было подпорчено, дальше – больше. Квартира оказалась в гараже… То есть во дворе дома был большой гараж, в котором сделали санузел и поставили мебель. Но гараж не перестал от этого быть гаражом, особенно промозглым февральским днем. Хозяин всячески старался угодить, рассыпался в любезностях и, еще не дав нам опомниться с дороги, предложил в день выезда отвезти нас бесплатно в аэропорт, если мы пообещаем оставить о его квартире отличный отзыв. Мы опрометчиво согласились.

Когда же хозяин ушел и мы как следует огляделись, то тут же пожалели о своем обещании. Но было поздно, мы дали обещание и поэтому, несмотря на сильные внутренние противоречия, поставили квартире высокую оценку, хотя и постарались в тексте отзыва дать понять внимательным читателям, чего на самом деле стоит ожидать. Неприятное чувство, что нас дешево купили, не оставляло всю обратную дорогу домой.

Или другой пример. Пришлось мне как-то искать в одной азиатской стране ремонт компьютеров. Поскольку спросить было не у кого, я воспользовалась отзывами в интернете. Нашла место с сотнями исключительно отличных отзывов, что большая редкость. И правда, все починили быстро и недорого. Уже принимая от меня оплату, владелец мастерской сказал, что если я пообещаю оставить хороший отзыв, то он мне сделает скидку. С деньгами в тот момент было не очень, а сервисом я была довольна, так что согласилась. Стал понятен секрет такого огромного числа великолепных отзывов, особенно на контрасте с конкурентами. Отзыв я написала на этот раз без всяких мук совести, но все же остался небольшой осадочек от того, что я как бы продала свой голос.

Вроде все честно, но не возьми с меня владелец мастерской слова и не дай мне скидку, я бы, возможно, и не стала тратить время на написание отзыва. И я подумала о том, что, вероятно, другие мастерские в этом городе тоже неплохи, просто они не сообразили, как простимулировать поток отличных отзывов.

25-8-3480.jpg
В нас еще со школы глубоко засело
воландовское «Никогда и ничего не просите».
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита». 2005
Вообще-то я раньше частенько оставляла отзывы, например на отели. И всегда, как мне казалось, была очень объективна. Чтобы я поставила высшую оценку, место должно было превзойти все мои ожидания и чем-то действительно приятно удивить. В целом же я считала, что, например, «четыре» из пяти – это отличная оценка, и ею я удостаивала всех, кто не разочаровал, а оценка «три» от меня тоже означала, что все в целом вполне нормально. Кажется, в одной только Японии я оставила больше десятка отзывов на отели, и лишь один из них удостоился от меня высшего балла.

А потом я оказалась по другую сторону баррикад, и видение ситуации безвозвратно изменилось. Как я иногда завидую тем, кто работал в сфере услуг в те теплые ламповые времена, когда все держалось на одном сарафанном радио! Если кому-то понравилось то, что ты делаешь, он приходил/приезжал к тебе снова и рекомендовал твое место друзьям и знакомым. А если кому-то что-то не понравилось, то он просто больше не приходил, ну и мог рассказать о тебе что-то нелицеприятное своим знакомым, но не более. Владелец бизнеса мог спать спокойно, пока к нему шли клиенты, не переживая о том, что и кто о нем думает. Теперь же мысли каждого пожелавшего поделиться впечатлением в отзывах на виду у всех. И твое настроение ежедневно скачет в зависимости от того, что о тебе написали твои гости.

Ты убеждаешь себя, что работаешь не за отзывы, но продолжаешь расстраиваться, если написали не то, что тебе бы хотелось, ревниво следишь за отзывами у конкурентов и переживаешь, если у них рейтинг на одну десятую выше. Как бы смешно это ни звучало, но тебя может на несколько дней вывести из равновесия не очень хороший отзыв от людей, с которыми ты искренне и весело общалась и с которыми, как ты думала, у вас сложился прекрасный контакт. И понимаешь ведь, что они-то думают, что поставили хорошую оценку, ту самую «четверку», например, что ставила когда-то и я сама, если все казалось хорошо, но не было чего-то выдающегося. Но тебя все равно это ранит, и на пару дней ты теряешь веру в человечество.

25-8-1480.jpg
Я много путешествую, и в одной только
Японии оставила больше десятка отзывов
на отели.  Фото Reuters
И еще ты каждый день борешься с собой, пытаясь заставить себя попросить гостя о хорошем отзыве. Потому что прекрасно знаешь, что это работает. Что когда человек пообещал, то он скорее всего так и сделает. А если не просить, то чаще будут писать те, кому что-то не понравилось, чтобы указать тебе на недостатки.

Те же, кому все пришлось по душе, могут просто пожалеть время на написание отзыва. Так устроен человек. Но тебе все равно противно просить, ибо еще со школы глубоко засело воландовское «Никогда и ничего не просите». И даже когда ты дружески общаешься с очередным гостем, который выглядит очень довольным, у тебя язык не поворачивается попросить оставить хороший отзыв. Кажется, что твое дело должно само за себя говорить. Но в итоге ты проигрываешь те самые десятые доли в рейтинге конкурентам, которые предлагают всякие бесплатные поездки, скидки и т.п.

Мы оказались в мире, где все вроде прозрачно. Казалось бы, благодаря отзывам от людей со всего света можно заранее составить впечатление о чем угодно и с наибольшей вероятностью выбрать для себя именно то, что нужно. Но, как и всюду, здесь не обходится без манипуляций и грязной игры. Взять хотя бы ложные отзывы от конкурентов, которые бывает весьма и весьма трудно оспорить. Ну а как влегкую подкупить человека для получения хорошего отзыва, я испытала на себе.

Поэтому теперь я оставляю отзывы совсем по другому принципу. Сейчас я прежде всего оцениваю усилия и старания. Когда же меня просят об отзыве, я обычно испытываю испанский стыд за просящего, стараюсь уйти от прямого ответа и чаще всего просто ничего потом не пишу. А пишу отзывы тем, кто без лишних заискиваний честно делает свое дело. И больше я не скуплюсь на отличные оценки. Честный труд этого стоит. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Почти полмиллиона подмосковных детей проведут каникулы в летних лагерях

Почти полмиллиона подмосковных детей проведут каникулы в летних лагерях

Георгий Соловьев

В Московской области 115 организаций отдыха самых разных направлений готовы к открытию сезона

0
7371
Начало дачного сезона: майское, наболевшее

Начало дачного сезона: майское, наболевшее

Алла Перовская

Отдохнуть на полную катушку – это значит, на полные динамики

0
3521
En+ Group поможет сотрудникам с отдыхом в России

En+ Group поможет сотрудникам с отдыхом в России

Василий Столбунов

0
1614
Лучше водки бывает лишь водка

Лучше водки бывает лишь водка

Александр Гальпер

Зарисовки с русского музыкального фестиваля в Америке

0
3093

Другие новости