0
1823
Газета Главная тема Интернет-версия

11.12.2008 00:00:00

Улица Солженицына

Тэги: солженицын, москва


солженицын, москва Бывшая Большая Алексеевская, бывшая Большая Коммунистическая, ныне Александра Солженицына.
Фото автора

Александр Исаевич Солженицын (1918–2008) до своего 90-летия не дожил. Был бы жив – глядишь, Большую Коммунистическую улицу не переименовывали б в улицу Александра Солженицына. Подождали бы до столетия. Через десять лет все равно ведь столетие будет. Уверен, что будут его отмечать. Не знаю, насколько пышно, но думаю, что пышно. Кризис-то, видимо, уже отбушует, да и дата более чем круглая. Страшно даже подумать, что тогда будет. Наверное, снесут храм Христа Спасителя и поставят памятник Солженицыну, бывшему «литературному власовцу», а к тому времени уже наверняка святому. Памятник работы Церетели, размером раза в два больше Дворца Советов. Помните, хотели такую штуку вместо взорванного храма Христа Спасителя соорудить. Да что-то там не срослось, пришлось бассейн «Москва» отгрохать. Кстати, насчет бассейна. Вокруг памятника Солженицыну можно и бассейн устроить. Только не «Москва», конечно, а, например, «В круге первом». Кисловодск, где он родился, разумеется, переименовать в Солженицыноводск. Переименованию подлежат и все прочие города, где бывал классик, включая Кавендиш (штат Вермонт). Я, признаться, и штат бы тоже переименовал. Все-таки столетие.

Фантазия у меня небогатая, подозреваю, что на самом деле все будет еще хуже и еще страшнее. По-другому у нас не умеют почему-то. Такое впечатление, что все делается исключительно для того, чтобы вызвать ненависть к писателю. В данном случае – к Солженицыну.

Сейчас по бывшей Коммунистической ходить – одно сплошное наслаждение. Театр абсурда в высшей и последней своей стадии. Мир Даниила Хармса ожил. Ионеско кусает локти и плачет от зависти. Я ходил по Коммунистической позавчера, во вторник. Под «Макдоналдсом» табличка «Улица Александра Солженицына». Символично, согласитесь. На доме № 15 табличка «Большая Алексеевская улица» (Коммунистическая раньше называлась Алексеевской, если кто не знает). На доме № 12 табличка есть, но слов на ней никаких нет. Улица Безымянная или улица Никакая. Жители протестуют, на дом № 24 вешают табличку «Большая Коммунистическая». Жителей понять можно: им от любого переименования одни хлопоты.

Раньше в городском Законе «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы» было написано, что присвоение улицам имен, фамилий известных жителей города Москвы, граждан России и зарубежных стран может производиться только новым улицам и по истечении не менее десяти лет со дня смерти указанных лиц. Депутаты приняли поправку, москвичи получили улицу Солженицына. Был несколько лет назад скандал и вокруг улицы убитого Ахмада Кадырова. Тогда тоже десяти лет не прошло после смерти указанного лица. Но никакую улицу не переименовывали, имя Кадырова дали новой улице. Я не то чтобы очень люблю Большую Коммунистическую, но уж коли ее не тронули в начале 90-х, зачем сейчас-то мудрить? В крайнем случае можно вернуть историческое название – Большая Алексеевская, тогда, как горько шутят москвоведы, кстати, и станцию метро «Кропоткинская» нет нужды в «Патриаршую» переименовывать (я уж не говорю о том, что станция метро «Алексеевская» уже есть).


Бывшая Большая Алексеевская, бывшая Большая Коммунистическая, бывшая Александра Солженицына, ныне Безымянная.

Скандал, конечно, утихнет, таблички по всей улице будут в один голос уверять, что мы находимся на улице Александра Солженицына. Скандал утихнет. А печаль останется.

Я не против того, чтобы увековечивать. Прошла же вот Международная конференция «Путь А.И.Солженицына в контексте Большого времени» (в Доме Пашкова), завтра в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» откроется выставка и состоится вечер памяти «Архипелаг ГУЛАГ: эстонский остров». Выходили, выходят и будут выходить собрания сочинений, сборники воспоминаний, биографии и монографии. Про экранизации я не говорю, наверняка если снимут, то какую-нибудь гадость. А вот документальные фильмы бывают и неплохими.

Печально, что в дни юбилея приходится говорить об абсурде московских переименований. А не о книгах, не о романах или рассказах Солженицына. Не о его общественной деятельности. Мне кажется, ему стыдно было б ходить по улице Александра Солженицына. По Алексеевской не стыдно, по Коммунистической, может, и неприятно, но тоже не так стыдно.

С Москвой вообще такое сейчас творится, что только на кризис и остается уповать. Только он один может спасти столицу от полного и абсолютного архитектурного уничтожения.

А Солженицын – большой и настоящий русский писатель. Слово «великий» не употребляю, должно все-таки пройти время. Должно, товарищи, должно. Солженицын – писатель-символ. Классик, ставший классиком при жизни. Над классиками в России принято издеваться. Вызывать народную ненависть – включением в школьную программу, экранизациями, переименованиями и пр. Александр Исаевич Солженицын не избежал общей участи. Жаль, но тут, видимо, уже ничего не поделаешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Почему стоит стать промышленным туристом

Почему стоит стать промышленным туристом

Татьяна Астафьева

0
1136
Российские регионы дадут отпор американским кленам

Российские регионы дадут отпор американским кленам

Виталий Барсуков

Эксперты призывают не допустить превращения отечественных лесов в зеленые пустыни

0
297
Погружение в мир настоящих историй

Погружение в мир настоящих историй

Вера Цветкова

На фестивале документального кино Original + Doc лучшей признана лента "Рак. На пороге открытия"

0
1267
Губернатору Тульской области Дмитрию Миляеву – 50 лет

Губернатору Тульской области Дмитрию Миляеву – 50 лет

0
745

Другие новости