0
5401
Газета Главная тема Интернет-версия

16.04.2009 00:00:00

Россия, звезды, ночь расстрела


Вся его литература насквозь шахматна, только правила свои.
Макс Эрнст. Король, играющий с королевой. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Писатели ходят по двое. Во всяком случае, русские писатели. Пушкин–Лермонтов, Тютчев–Фет, Маяковский–Есенин, Ахматова–Цветаева, Бунин–Набоков, Евтушенко–Вознесенский, Емелин–Родионов.

Странная традиция, но что-то в ней есть. Каждую пару объединяет свое, лишь им присущее родство-антагонизм (у кого чего больше). Бунин и Набоков – признанные прозаики, писавшие стихи, упорно и беззаветно. Стихи их ценили, хвалили и уважали. Бунин даже одним стихотворением прославился («Что ж, камин затоплю, буду пить./ Хорошо бы собаку купить»). У Набокова таких «хитов» нет. Зато Бунин не написал «Лолиту» (может быть, самое известное прозаическое произведение минувшего века). Прозу Бунина ценят и любят, но он – сугубый рассказчик, а не романист. Зато Набоков не получил Нобелевскую премию. И не про него, питерца, знаменитая литературная шутка: орловские помещики очень гостеприимны и, как правило, хорошо пишут. И к тому же Набокова звали Владимир Владимирович. Согласитесь, трагедия. Раньше, когда говорили «Владимир Владимирович», имели в виду Маяковского. Сейчас – тоже, извините, не Набокова. Сплошной конфуз.

С другой стороны, Бунин – слишком прост. Русский реализм почти без примесей, без фиоритур. С предсказуемым финалом большинства рассказов, что-то в таком духе: через год она умерла от родов на берегу Женевского озера. Набоков – наоборот, даже слишком наоборот: сплошная игра. Сплошные шахматы. Он много и профессионально занимался энтомологией, но «Защита Лужина» все-таки про шахматы. В шахматах Набоков разбирался великолепно. Вся его литература насквозь шахматна. Только правила у него свои, личные. И впрямь как на картине Эрнста: король, играющий с королевой. Ферзь стремится в пешки, слон ходит конем. Алису из Страны чудес зовут Аня. Потом ее будут звать Лолитой.

Набоков – петербуржец, до революции жил в благополучной семье политика Владимира Дмитриевича Набокова. Учился в Тенишевском училище, в совершенстве владел тремя языками, первый сборник стихов вышел еще здесь, в России.

1917 год. Революция. Семья бежит. Сначала в Крым, потом и из России. В 1922 году убивают отца, Набоков живет в Берлине – уроками английского языка, печатается в эмигрантских изданиях. Романы: «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь». К власти приходят фашисты, Набоков едет в Америку. Пишет на английском. «Подлинная жизнь Себастьяна Найта», «Bend Sinister», «Пнин», знаменитая и сделавшая его знаменитым «Лолита». Набоков – крупнейший американский писатель. Мировая слава, бессмертие, статьи и монографии.

Набоков играл стилями и смыслами, играл в литературу и с литературой. Препарировал и коллекционировал русскую классику. Начинал и белыми, и черными – и всегда выигрывал. Проиграл только в самом главном – в поэзии. Может быть, все из-за того, что и в стихах он был шахматистом и прозаиком. С Буниным тоже самое. Объединить Бунина и Набокова русский читатель может в своем сознании, а вот соединить поэзию и прозу – нет. Что-то должно победить. Пушкин – поэт. Тургенев – прозаик.

Я люблю прозу Набокова, поэтому скажу как раз о стихах.

Вот, скажем, стихотворение «На годовщину смерти Достоевского». Абсолютно сюжетная вещь. Повествовательное начало, завязка: «Садом шел Христос с учениками.../ Меж кустов, на солнечном песке,/ вытканном павлиньими глазками,/ песий труп лежал невдалеке».

Потом идет описание, в принципе лишнее, хотя сделанное профессионально: «И резцы белели из-под черной/ складки, и зловонным торжеством/ смерти заглушен был ладан сладкий/ теплых миртов, млеющих кругом».

Далее строфа-шедевр: «Труп гниющий, трескаясь, раздулся/ полный склизких, слипшихся червей.../ Иоанн, как дева, отвернулся,/ сгорбленный поморщился Матфей...»

И финал: «Говорил апостолу апостол:/ «Злой был пес, и смерть его нага, мерзостна...»/ Христос же молвил просто:/ «Зубы у него – как жемчуга...»

Не просто финал, а мораль. Хотя «внешне» как будто никакой морали, как будто исключительно описание событий. Но все-таки выражение «молвил просто» – как ни крути, а оценка. Из стихотворения выпадают две строфы: вторая и третья. Одна, третья, слишком хороша, не ко времени, я бы сказал, хороша. Не набоковская даже строфа. Каждое слово – к месту. Вторая же, наоборот, почти лишняя. На первый взгляд она нужна исключительно для того, чтобы слово «труп» (достаточно экспрессивное в данном контексте) не было в двух соседних строках. На самом деле вторая строфа несет еще и сюжетную нагрузку: резцы все-таки белели. В конце, помним, Христос именно про зубы и сказал, мол, как жемчуга. Что получаем в целом? Очень хорошее стихотворение. Идеальное? Да. Совершенное? Да. Яркое? А вот тут уже – нет. Было бы ярким – правильно – был как Пушкин. Поэт в первую очередь, несмотря на все романы. Да он и романов написал бы меньше, вкус у него был отменный, понял бы, что стихи важней.

А вот стихотворение «Расстрел» (Берлин, 1927): «Бывают ночи: только лягу,/ в Россию поплывет кровать,/ и вот ведут меня к оврагу,/ ведут к оврагу убивать./ Проснусь, и в темноте, со стула,/ где спички и часы лежат,/ в глаза, как пристальное дуло,/ глядит горящий циферблат...»

Дальше в том же духе, мерное, сознательное нагнетание, и – упоительная кода: «Но сердце, как бы ты хотело,/ чтоб это вправду было так:/ Россия, звезды, ночь расстрела/ и весь в черемухе овраг».

Через год он напишет еще один расстрел. Там уже не «я», там уже «он», и сразу хуже: «Небритый, смеющийся, бледный,/ в чистом еще пиджаке,/ без галстука, с маленькой медной/ запонкой на кадыке...»

Запонка на кадыке... Я раньше думал, что только на рукавах запонки. Тогда, видимо, были и такие. Тем более если без галстука...

Однако вот и финал: «Все. Молния боли железной./ Неумолимая тьма./ И воя, кружится над бездной/ ангел, сошедший с ума».

Как-то уж очень, как теперь модно говорить, пафосно. Да привыкли за тысячелетия ангелы и не к такому. Ко всему привыкли ангелы. Не сходят с ума. Если бы он писал только стихи – не знаю, чье место занял бы. Георгия Иванова? Адамовича? У нас – Самойлова, Слуцкого?

Хорошо, что писал не только стихи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
367
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
314
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
294
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
325

Другие новости