0
2009
Газета НГ-Телеком Интернет-версия

01.11.2005 00:00:00

Пираты – это те, кто зарабатывает на чужом контенте

Тэги: пират, авторское право, хакер


пират, авторское право, хакер Невозможно ограничить распространение именно содержания произведения, а не самого произведения в виде вещи – диска, книги или картины.
Фото Евгения Зуева

Минувшим летом, в июле, голландский суд отказал местному объединению правообладателей Brein Foundation в требовании обязать нескольких голландских интернет-провайдеров выдать ряд клиентов, уличенных в пиратской деятельности. В суперлиберальной Голландии такое еще возможно, а во всем остальном мире подобные случаи происходят все реже и реже. Так, в Германии недавно были резко ужесточены законы в области авторского права – до такой степени, что вы рискуете «загреметь» даже в случае распространения по пиринговым сетям ваших собственных музыкальных опусов – по крайней мере вам придется долго доказывать, что они именно ваши.

На самом деле в проблеме авторских прав так много планов, что она не имеет не только бинарного решения в терминах «хорошо-плохо», но и вообще не может рассматриваться в линейных координатах, на одном полюсе которых «плохие дяди-пираты», цинично обкрадывающие мирных «собственников авторских прав», а на другом бескорыстные «хакеры» – сеятели культуры, вставшие грудью на пути загребущих «лейблов» американского империализма. Всегда, например, забывается, что участвуют здесь не две оппонирующие стороны, а как минимум четыре: «автор», «собственник прав», «пират» и, наконец, «пользователь». Это сразу переводит проблему в многомерное пространство. А если еще добавить к этому конкуренцию «собственников» между собой и не забыть также и «государство», у которого и в целом, и в частностях (таких, как сотрудники МВД или налоговые органы) есть свои противоречивые интересы, то спрашивается – а имеет ли проблема вообще какие-нибудь рациональные решения? Например, легко сообразить, что для каждого конкретного государства, по крайней мере в краткосрочной перспективе, деятельность его граждан в отношении граждан других государств на ниве пиратства (в широком смысле, включая, например, и промышленный шпионаж тоже) – выгодна.

Если же копнуть поглубже, то окажется, что в основе конфликта стоят неверные подходы к объекту авторского права. В господствующей парадигме современного западного общества (согласно которой все может быть оценено в деньгах), любая вещь, произведенная человеком, есть товарный продукт, призванный приносить автору деньги. С этой точки зрения произведения культуры (и в первую очередь – масскультуры) ничем не отличаются от автомобилей или зажигалок. Между тем содержание таких произведений вовсе не является вещью, которой при передаче другому вы лишаетесь, – оно представляет собой принципиально иную, нематериальную сущность, информацию, которая может размножаться без дополнительных затрат.

Подчеркнем – невозможно ограничить распространение именно содержания произведения, а не самого произведения в виде вещи – книги, диска или картины. Но когда финских таксистов вынуждают делать отчисления за прокручивание музыки пассажирам – именно это правило разделения на носитель и содержание нарушается. И в свете этой новой парадигмы все библиотеки – точно такие же нарушители авторских прав, как и содержатели пиринговых сетей или продавцы пиратских дисков.

Если бы загребущие «лейблы» немного опомнились и осознали вышесказанное, то водораздел между честными пользователями и пиратами было бы провести очень легко: пираты, – это те, кто зарабатывает на чужом контенте. Несложно приравнять к продаже носителей и платное распространение произведений через интернет. Тогда бы настоящие пираты (такие, например, как сайт Allomp3, сумевший этой весной увернуться от иска правообладателей благодаря дырам в нашем законодательстве) получили бы по заслугам, а честным пользователям не пришлось бы бороться с маразматическими нововедениями типа зональности дисков DVD или грядущей DRM (digital right management – «управление цифровыми правами», которое будет основано на аппаратном решении, встроенном в новые процессоры Intel).

Препятствие одно: сверхприбыли «лейблов» при этом несколько бы действительно поуменьшились. А так как музыку заказывает тот, кто платит (то есть законы издаются в пользу того, кто может позволить себе более пробивное лобби), то оснований для оптимизма пока немного┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Глава «Роснефти» выступил с докладом на Дохийском форуме

Глава «Роснефти» выступил с докладом на Дохийском форуме

Галина Грачева

За принятые в пользу США политические решения придется расплачиваться Европе, заявил Игорь Сечин

0
755
Эксперты высоко оценили доклад главы «Роснефти» на Веронском форуме

Эксперты высоко оценили доклад главы «Роснефти» на Веронском форуме

Татьяна Астафьева

Призывы отказаться от иллюзий «энергоперехода» важны для участников рынка и развивающихся стран

4
1458
Театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина празднует юбилей – двадцать пять лет

Театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина празднует юбилей – двадцать пять лет

В честь этой даты в театре показывают знаковые постановки, созданные здесь за четверть века

0
1002
Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Дмитрий Гусев

Глава “Роснефти” на Веронском форуме рассказал, кому выгодна политика форсированного энергоперехода

0
1185

Другие новости