0
849
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

02.11.2006 00:00:00

Две дороги к одной лохани

Тэги: токарева, loxness, роман с чудовищем


Елена Токарева. Loxness. Роман с чудовищем.– М.: Эксмо, 2006, 258 с.

Это остросюжетный детектив и нечто философское в одном флаконе. Детективен сюжет, но при этом роман отдан размышлениям о целях и задачах полета нашего наиактуальнейшего двуглавого орла, имя которому «гламур» и «антигламур». Токарева рвется в бой – закрыть книжный сезон, отмеченный такими лейблами, как «Casuel» и «Духless». «Гламур» тошнотворно-буржуазен, «антигламур» груб и маргинален.

По мысли Токаревой, обе эти идеологии – насквозь фальшивы. Это две торговые марки. За ними скрываются несчастные люди, манипулируемые лицедеи, обреченные бесконечно страдать, переживать свои, далекие от декларируемых, беды и бесконечно притворяться.

Герои романа парень Елисей и барышня Оксана сведены под крышу одного предприимчивого издательства. И хотя издательство распределило роли – парень будет брутален, а барышня предстанет светской львицей, обоих посылают примерно по одному метафизическому адресу, в грязные творческие командировки: Елисея – в сумасшедший дом для российской элиты, Оксану – в службу ассенизаторов элитных домовладений.

У этой книги лихая концовка. Барышня-писатель Оксана (в романе ее фамилия – Забияки) выскакивает замуж за крутого сенатора. Но последний берет в жены не ее, Оксану, живую и конкретную, а выдуманный пиарщиками образ «хорошей жены и матери четверых детей». Такая спутница крайне полезна ему в политической карьере. А писатель Елисей просто погибает, он обретает покой как «жертва русских нацистов» и «герой нашего времени», тираж его посмертного дневника с новыми открытиями и разоблачениями новых гадостей в человеческой душе и всеобщей пустоты используется главным государственным пиарщиком в борьбе с правыми идеологиями.

Грустная концовка? Да, хотя человек и показан как всего-то бездушный материал для увлекательного предприятия, тема гламура и антигламура снимается вместе с уходом двух героев. Заметим, богатство и успех Оксаны все равно воспринимаются как рифма к полной гибели всерьез Елисея. И в этом скрытая мораль. Быть может, именно фиаско двух героев, их расчеловечевание – это начало новой, другой, более честной жизни, где кроме пиара, виртуальности и известных технологий возможна еще реабилитация подлинного.

В книге Елены Токаревой немало остроумных наблюдений за нынешней общественной жизнью, за столичной тусовкой. Это галерея персонажей света и полусвета. А жесткий энергичный язык романа прошивает пулеметными очередями, валит, навязывает токаревскую спорную, но страстную концепцию «дохнущей России».

Одно из ключевых наблюдений книги – это общая неудовлетворенность, свирепая злость, невротические напряги, несмотря на, казалось бы, растущий уровень жизни. Все всех ненавидят, все всем завидуют, именно поэтому Россия по-прежнему в запустении. Вот Елисей заходит в ночной клуб с двумя штуками баксов в кошельке, но... «Но, приоткрыв клубную дверь, повторяя себе «я – классный!», напрягая мышцы живота и готовясь к триумфальному шествию сквозь тела, сквозь стеклянные глаза девиц, сквозь сладкий дымок косячка, все время имея в виду, что он сегодня победитель, что он в плюсе и может гулять, угощать, может нанять самую лучшую девку на ночь, Елисей почти каждый раз нарывался на какую-нибудь низкорослую тварь, которая, сидя на своем толстенном кошельке, старалась произвести впечатление мужчины. Хотя там, кроме денег, которые этой тварью были отсосаны из нефтяной трубы, не было ничего мужского. И каждая раз такая тварь сразу же обрубала ему настроение победителя. Потому что он, Елисей, выиграл сегодня две штуки баксов, а эта сука, не пошевельнув и пальцем, уложила в свой кошелек размером с портфель, двести тысяч зеленых. И так – каждый день┘ Невозможно играть в жизнь, когда рядом ползают эти зеленые черви, пропитанные нефтяными ядами земли. Любая игра рядом с ними становится бессмысленной, кроме одной – игры в человеческую жизнь на вылет». Мне кажется, написавшая эти строки тем самым выбилась из разряда политических аналитиков и ее будут счастливы видеть ну, например, в Клубе писателей-метафизиков у замечательного Сергея Сибирцева.

«Loxness» – это роман про классовую войну. Про чудище с двумя головами «гламура» и «антигламура». Про две дороги, петляющие сквозь приторный рекламный туман, не к обрыву даже, а к одной миске с жалкой похлебкой. Про то, что кроме рыночных отношений нужен еще какой-то смысл, а человек – это не только бренд, но и образ. Запредельный цинизм героев и гротескные злодеяния, показанные в книге, оставляют у читателя чувство исповедального освобождения, как будто писал эту книгу вместе с автором, и дают странную надежду, что эпоха беспредела закрывается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

Елена Крапчатова

Академик РАН Александр Дынкин рассказал о главных тезисах доклада Игоря Сечина на  энергетической панели Петербургского экономического форума

0
415
В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

Наталья Приходко

Глава правительства оценил размеры бюджетной дыры на фоне коррупционных скандалов

0
494
Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Ольга Соловьева

Объем поставок по альтернативным каналам может превысить 27 миллиардов долларов в этом году

0
474
Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Иван Родин

В региональных отделениях партии стартовало обсуждение политического отчета ЦК

0
547

Другие новости