0
2410
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

15.02.2007 00:00:00

Зачем нужна «Крейцерова соната»

Тэги: толстой, крейцерова соната, ревность


Ревность – явление творческое. Если не убьет, то, безусловно, сделает писателя сильнее┘ Он подумает, хмыкнет и скажет: «Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. / Мне грустно, потому что весело тебе». Или: «Так дай Вам Бог любимой быть другим». Или «┘вот и любви пришел каюк» и так далее по тексту. Потому что разновидностей ревности – легион. Но не будем их инвентаризировать, лучше наберемся бессмысленной отваги и спросим: кого ревнует Лев Толстой в «Крейцеровой сонате»?

Литературоведы ответят: само собой – жену к музыканту Танееву, ведь сюжет повести отчасти соответствует семейной ситуации, имевшей место в доме Толстых. Есть и другая версия в стиле нашего фрейдоцентричного времени. Лев Николаевич ревновал не жену к музыканту, а совсем наоборот...

Но с великими и могучими все не так просто.

Известно, что Толстой не только искренне любил музыку, но и сам неплохо играл на фортепиано: и для себя, и в четыре руки, и аккомпанировал пению. Музыка живет и звучит почти в каждом его произведении с самого «Детства». В дневнике друга семьи и виновника всей этой истории С.Танеева 1895 г. есть такие слова: «Обнаружилось, что Л.Н. сочиняет. Я просил его сыграть его сочинения, но он колеблется». А брат Софьи Андреевны Толстой Степан Андреевич Берс пишет: «Л.Н. всегда любил музыку. Он играл только на рояли и преимущественно из серьезной музыки. Он часто садился за рояль перед тем, как работать, вероятно, для вдохновения» (Воспоминания, Смоленск, 1894 г.).

Любой прозаик знает это чувство бессилия и бессмыслицы слов на фоне хорошо исполненной мелодии. Уличим же великого писателя, нет, не его даже, а саму прозу в ревности к тому, что словом выразить нельзя. К тому, что можно почувствовать, не очень даже понимая, расслышать, не делая выводов и не задавая вопросов. Уличим прозу в зависти к музыке, и пусть «Крейцерова соната» послужит тому иллюстрацией.

Толстой, являясь нашим «символом прозы», а в свое время будучи для многих «символом веры», оказывается в ситуации, когда его жена, не очень понимая его идеи, часто споря с ним и изводя его упреками, умеет искренне, мгновенно и всецело проникаться музыкальными произведениями. Закон подлости, почти синонимичный закону жизни, нередко воцаряется рядом с теми, кто о нем много думает, его осознает и пытается преодолеть. В этой ситуации Софья Андреевна оказывается между двумя стихиями: музыкой (Танеев – скрипач, талантливый композитор) и прозой (Толстой), но именно с Танеевым она выступает не просто воспринимающей стороной, а сотворцом музыки, аккомпанируя ему на фортепиано. В прозе такое сотворчество немыслимо. Вот что пишет Толстой в дневнике от 19 июля 1896 г.:

«...Вспомнил нашу в Ясной Поляне неумолкаемую в четыре фортепиано музыку, и так ясно стало, что всё это – и романсы, и стихи, и музыка – не искусство, как нечто важное и нужное людям вообще, а баловство... романы, повести о том, как пакостно влюбляться, стихи о том же или о том, как томятся от скуки. О том же и музыка... стыдно, гадко. Помоги мне, Отец, разъяснением этой лжи послужить тебе».

Музыка ничего особенного не предпринимала, чтобы завладеть душой Софьи Андреевны и вызвать живой отклик. Она не увещевала, не учила, не спорила. Просто звучала. «Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого или многих и потом бы делал с ними что хочет. И главное, чтобы этим гипнотизером был первый попавшийся безнравственный человек», – негодует Толстой.

«Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, – вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу».

Толстого пугает то, что музыка проникает за пределы сознания, в те древние глубины, где мысль теряет силу. В музыке, в отличие от прозы, есть что-то природное, необъяснимое, то, что обычно называют «женским». Толстому нестерпимо чувствовать власть музыки над собой, так же как и герою «Крейцеровой сонаты» нестерпима власть над ним всего «женского». Музыка слишком легко и просто завладевает сердцем и самого писателя, и его жены – той, из которой он мечтал когда-то сделать свою Галатею. Вспомним повесть «Семейное счастье», где музыка – чуть ли не материализованная в звуках любовь главных героев, и сравним ее с «Крейцеровой сонатой» – где музыка, попав «в руки» пришельца-скрипача, становится разлучницей.

Ревностью к музыке, вплоть до ее отрицания, грешили многие великие прозаики, приведу только один пример.

Набоков с присущим ему лукавством в одном интервью объясняет, что не любит музыку, потому что у него нет слуха, а в другом признается, что завидует своему сыну, обладающему голосом оперного певца. В набоковском рассказе «Музыка» главный герой говорит, что: «┘все скользит, все сливается, и непроворный слух начинает скучать». Может быть, отчасти поэтому у Набокова так обострено зрение? Но это другая тема.

Главным доказательством тяготения слова к музыке служат стихи, но и проза всегда будет чувствовать себя падчерицей мелодии, ведь, состоя из звуков, она хочет, но не может петь и потому рождает смыслы, порой грандиозные...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Ольга Соловьева

Бюджет выделит 290 миллиардов рублей для стимулирования частных инвестиций

0
304
Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
384
Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Екатерина Трифонова

Нынешние служители Фемиды не смогут разобраться в дипфейках из интернета

0
380
Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Через муниципальный фильтр просочатся лишь условно оппозиционные кандидаты

0
340

Другие новости