0
11136
Газета Я так вижу Печатная версия

15.01.2025 18:29:00

Гонка за приз под названием ЕГЭ

Кого нужно поощрять за выдающиеся результаты в образовании

Тэги: учитель, образование, выдающиеся результаты, денежное поощрение


учитель, образование, выдающиеся результаты, денежное поощрение Несомненно, учителя нуждаются в поощрениях за свой труд. Важны справедливые критерии. На снимке – победители Всероссийского конкурса «Учитель года 2024». Фото с сайта www.edu.gov.ru

В российских школах учителя будут получать денежное вознаграждение за «выдающиеся результаты» своих учеников, сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, эта инициатива будет прописана в разрабатываемой стратегии развития образования. Чиновник также уточнил, что сейчас вопрос «прорабатывается с Федеральной налоговой службой». «Здесь крайне важно настроить справедливую систему, которая действительно отражала бы такой вот характер отложенного вознаграждения за результат», – отметил Чернышенко.

Напомним, что готовящийся документ, стратегия развития отечественного образования до 2036 года и с перспективой до 2040-го, представят в администрацию президента РФ в марте. Над документом работают 14 рабочих групп. Промежуточный результат обещают представить уже в январе. Новость про выплаты, конечно, приятная, но есть нюансы.

Начнем с того, какого характера могут быть выдающиеся результаты? Если под «выдающимися результатами» учеников подразумеваются результаты победителей олимпиад и стобалльники на сдаче ЕГЭ, то поощрение может коснуться незначительного количества учителей. А вот стимулировать может и без того массовую гонку с подготовкой к госэкзамену. Увы, но всю старшую школу дети почти не учатся, а готовятся к ЕГЭ.

А вот как это выглядит в цифрах. Количество стобалльников по всем предметам в 2024 году – 9532. По данным Росстата за 2023 год, в России насчитывается более 1,2 млн школьных учителей. Серьезно расширить этот круг отличников не получится. И вот почему.

Вступает в силу закон способностей и одаренностей детей. Таковых во все времена было не более 5–10%. Исследователи за рубежом даже способных детей различают и делят на разные категории. Например, часто встречающееся деление таких школьников выглядит так: с ранним подъемом интеллекта с быстрым темпом обучения в школе; с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности; с потенциальными признаками одаренности. Последние не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности.

Вспоминается рассказ одной учительницы математики о том, как на перемене в ее кабинет зашли ученики из класса помладше. И двое ребят из зашедших заинтересовались примером, который не успели стереть с доски. Эти двое спросили, можно ли решить уравнение другим способом. Учительница сказала, что обсудить с ними это сейчас не может, но сможет это сделать после уроков. Они сказали, что будут ждать. Учительница задержалась, причем основательно. И только через пару часов после окончания последнего урока подошла к своему кабинету. Каково же было ее удивление, когда она поняла, что эти двое ее все еще ждут... Таких детей в принципе может потянуть любой заинтересованный в них учитель.

А вот и другой пример. Моя знакомая, перед тем как отправить ребенка в школу, прошла с ним тест на одаренность, причем в одной из лабораторий, в которой трудятся специалисты из МГУ им. М.В. Ломоносова. Ее внимание обратили на сильные стороны ребенка. И мама с девочкой занималась над развитием этих задатков.

Девочка пришла в первый класс, превосходя по знаниям многих из своих одноклассников. Но «мудрая» учительница посадила ее за последнюю парту, рядом с очень болтливым и неусидчивым мальчиком. И конец года девочка встретила с нулевым результатом. Учительница – из передовых, что называется, «старой когорты учителей», с чувством развитой справедливости, со своими принципами, обласканная школьным и районным начальством. Все довольны ею. Кроме родителей, которые вменяют ей, что она усидчивых девочек рассаживает за парты с отъявленными хулиганами... в качестве сдерживающего фактора. Такой вот метод. И работать привыкла только с частью класса, сидящих впереди. Это те, кто уже взял и может взять репетитора для ребенка. Так что...

Учебные результаты зависят от учителя, но очень часто случается, что не от его способностей предметника, а от его личностных качеств. Что касается темы поощрения деньгами, то она насущная, важная и сложная даже для восприятия самими педагогами. Сколько надежд, ожиданий и разочарований с ней связано, не пересказать.

Но не будем о грустном, поговорим о том, за что педагоги сегодня получают (или должны получать) стимулирующие выплаты. Согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 129 и ст. 135), эти дополнительные выплаты «призваны поощрять работника за имеющиеся достижения в труде». Они могут быть установлены в виде доплат и надбавок за звание, степень или категорию.

В качестве критериев стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений в рекомендациях Минпросвещения РФ приведены следующие: наличие дополнительных проектов, расширяющих кругозор детей; отслеживание особых достижений подопечных; взаимодействие с родителями; внесение предложений по совершенствованию программы обучения; организация и проведение оздоровительных мероприятий; работа с детьми из неблагополучных семей; участие в создании наглядных образовательных элементов…

Для учреждений общего и профессионального образования дополнительное значение будут иметь: положительная динамика результатов контроля полученных знаний; участие в общих проектах учреждения.

Для педагогов общеобразовательных учреждений в качестве критерия дополнительно указано участие во внешних мероприятиях, связанных с демонстрацией уровня подготовки учеников.

Какие критерии будут хорошо работать при готовящемся нововведении, сказать сложно. Одно ясно: чиновники постараются их сделать удобными для своей отчетности. 


Читайте также


Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Представители учебных заведений до 16 мая будут общаться с потенциальными курсантами среди образцов исторической боевой техники

0
1069
Московские пожарные и дорожные инспекторы готовят школьников к безопасному лету

Московские пожарные и дорожные инспекторы готовят школьников к безопасному лету

Галина Грачева

Перед каникулами взрослым и детям важно повторить правила обращения с огнем и поведения на улицах

0
3948
Наука несмотря ни на что

Наука несмотря ни на что

Михаил Иоффе

Плехановский институт оказался в годы Великой Отечественной войны единственным в Москве экономическим вузом

0
8663
В мире изучают "российский парадокс"

В мире изучают "российский парадокс"

Анастасия Башкатова

Высокий уровень образования в РФ не гарантирует лучшего качества жизни

0
3267

Другие новости