Фото Reuters
В Эквадоре, одной из ведущих стран Южной Америки и «верного друга американского президента», с 22 сентября идет бессрочная общенациональная забастовка, объявленная руководством Национальной конфедерации индейских народов. Ее цель – добиться от правительства страны восстановления субсидий на продажу дизельного топлива, а также снижения налога на добавленную стоимость товаров до 12%.
Вроде бы мирные поначалу протесты затем перешли в жесткое противостояние сторонников индейской конфедерации и полиции. В результате один человек был убит, сотни ранены, а десятки протестовавших оказались за решеткой. Обе стороны нынешнего конфликта считают себя в данной ситуации правыми и уверены, что им по силам заставить противника признать свое поражение. При этом президент страны Даниэль Нобоа подтвердил, что в случае продолжения беспорядков он намерен применить против демонстрантов самые жесткие меры вплоть до использования силами правопорядка оружия.
Напомню, что примерно по такому же сценарию события развивались в Эквадоре в 2022 году. Тогда в течение 18 дней протестующие – все те же индейцы, недовольные экономическим положением как собственным, так и всей страны, – перекрыли важнейшие транспортные магистрали, а также осадили столицу страны город Кито. Те протесты привели в конечном счете к отставке президента Эквадора Гильермо Лассо и новым досрочным выборам, которые как раз и выиграл Нобоа.
Замечу, что при голосовании за нового президента Национальная конференция индейцев нынешнего руководителя страны не поддержала. Сейчас она стремится, по сути дела, свергнуть его и создать ситуацию, при которой в Эквадоре вновь будут объявлены досрочные президентские выборы. Протестующих, как и тогда, возглавляет Марлон Варгас, который призывает президента страны уйти в отставку, если государственные субсидии на дизельное топливо не будут восстановлены, а налог на добавленную стоимость производимых в стране товаров не будет снижен.
Цены на топливо очень важны в первую очередь жителям горных деревень. Их материальное положение напрямую зависит от того, какие транспортные расходы они могут понести при поставке своей продукции потребителю. А население горных сельских районов почти на 100% состоит из индейцев кечуа. Со своей стороны, президент Нобоа неоднократно заявлял, что страна не может поддерживать эффективную экономику, если важнейшие ее составляющие будут и дальше поддерживаться субсидиями из государственного кармана.
Самое опасное в нынешнем противостоянии – это призывы Варгаса к своим сторонникам приступить к осаде, а затем штурму столицы Кито и в конечном счете – президентского дворца. Правда, в отличие от событий трехлетней давности индейцы пока смогли лишь заблокировать некоторые дороги, ведущие к столице и ряду других крупных городов страны, но так и не прорвались в сам Кито. В свою очередь, эквадорский президент пообещал не допустить беспорядков именно в столице, а против демонстрантов пообещал применять самые жесткие меры, предусмотренные законом.
В этой связи правительство планирует 16 ноября провести референдум по всей стране, на котором предлагается решить всему эквадорскому народу судьбу нынешней власти. Президент Нобоа уже ввел чрезвычайное положение в 10 провинциях Эквадора. Запрещены массовые собрания и протесты против существующей власти, хотя так называемые мирные собрания граждан для обсуждения сложившейся ситуации властями вроде бы разрешены. Между тем рядовые граждане страны уже страдают от продолжающегося противостояния индейцев и властей, поскольку, перекрыв важные шоссе, ведущие из глубины территории страны к порту Гуаякиль, демонстранты уже нанесли Эквадору очень большой материальный ущерб.
Руководитель эквадорских индейцев Варгас пообещал передать требования, с которыми протестующие выступают, в Верховный суд, который по его расчету и должен заставить президента вернуть государственные субсидии на горючее. Если же судебные решения его по каким-то причинам не устроят, то тогда индейцы готовы продолжать общенациональные протесты бессрочно. И в конечном счете добиваться, чтобы нынешний президент Эквадора ушел в отставку, а в стране были назначены новые выборы главы государства.
При такой степени решительного противостояния и нежелания обеих сторон идти на уступки возникает вопрос: чем же может весь этот хаос в Эквадоре закончиться? Дело в том, что для России принципиально важно сохранение политической – а с ней и экономической – стабильности в этой латиноамериканской стране. Именно отсюда в Россию поступает на данный момент около 95% всех бананов, а также почти 20% креветок (в том числе в ведущие московские рестораны). Любые пертурбации – особенно связанные с доставкой продукции сельского хозяйства в порты погрузки на Тихоокеанском побережье – могут нанести существенный ущерб и российским экономическим и торговым интересам.
Да, в какой-то степени нынешний президент Эквадора, может быть, и не совсем дружески настроен в адрес РФ, но хаос в этой стране в любом случае не нужен ни ему самому, ни стабильности поставок сельхозпродукции и товаров на российский рынок. Не очень понятно, чего в итоге добиваются руководители индейцев. Ведь то, что они свергли, по сути дела, прежнего президента, их собственную жизнь это ничуть не улучшило, а как раз наоборот – сделало достаточно трудной и малопредсказуемой.
Если им и в этот раз удастся добиться отставки главы государства и проведения новых выборов, то нет никакой гарантии, что от этого лучше станет жить и им самим, и всей стране. Более того, постоянные перекрытия транспортных магистралей, блокировка портовых сооружений, столкновения с полицией создают в стране мало кем приветствуемое напряжение, зачинщиками которого являются именно большие индейские начальники. К тому же после прихода к власти Нобоа эквадорская экономика стала понемногу оживать и выходить на показатели роста в 7–8% в год.
Однако продолжение противостояния индейцев и властей страны может с этими позитивными тенденциями очень быстро покончить. И, вне зависимости от того, кого на самом деле захотят видеть во главе страны индейские руководители, рядовым эквадорцам это принесет только дополнительные трудности и проблемы.