Берлин, 3 октября 1990 года. Так праздновали немцы день воссоединения.
Фото из журнала "Шпигель"
СЕГОДНЯ объединенная Германия отмечает свою первую круглую дату. 3 октября 1990 года Германская Демократическая Республика формально присоединилась к Конституции Федеративной Республики Германия. В результате на карте Европы возникло единое немецкое государство, состоящее уже не из 11, а 16 федеральных земель. Оно окончательно признало свою восточную границу с Польшей по Одеру и Нейсе и осталось членом НАТО.
Это был итог неожиданного для всех развития, начавшегося с мирной революции осени 1989 года в ГДР, нараставшего кризиса и развала соцлагеря. До этого повсюду в мире, и в первую голову великие державы, настраивались на длительное сосуществование двух германских государств. Не иначе думали и лидеры ФРГ во главе с канцлером Гельмутом Колем, которого падение Берлинской стены застигло врасплох во время визита в Польше. Дальнейшие события приняли, однако, столь стремительный оборот, что весь процесс немецкого государственного объединения не потребовал и года. Если в свое время Сталин назвал рождение ГДР "поворотным пунктом в истории Европы", то ее исчезновение и образование новой "большой Германии" вполне может тоже претендовать на такую оценку.
Сегодня Германия - крупнейшая европейская держава, лидеры которой, судя по всему, были бы не прочь зачислить ее в разряд великих. По населению, насчитывающему 82 миллиона человек, она занимает второе место в Европе после России. По экономике - третье место в мире после США и Японии. Нынешняя "Берлинская республика" обладает ведущими позициями в Евросоюзе, играет важную роль в международных делах и, что существенно для России, ориентируется в своей политике на партнерство с Москвой. К сожалению, в визитной карточке объединенной Германии есть и некоторые темные пятна, вдаваться в которые, понятным образом, не принято по праздничному случаю.
Юбилей, естественно, широко отмечается по всей стране. К нему приурочено "перебазирование" в Берлин последней ветви законодательной власти - бундесрата, председателю которого канцлер Герхард Шредер торжественно вручил на днях символический ключ от новой резиденции представительства федеральных земель. (Некогда за восстановленным фасадом этого здания на Лейпцигерштрассе находился кабинет председателя Прусского госсовета Конрада Аденауэра.) Вчера вечером в столице десятки тысяч берлинцев собрались на празднество перед рейхстагом. А сегодня весь центр вокруг него и Бранденбургских ворот, которые уже завтра надолго "занавесят" для ремонтных работ, отведен для народных гуляний с музыкой, танцами и пивом. Юбилейные дни отмечены также политическими спорами о степени прошлых заслуг. Они затеяны недавними и новыми предводителями ХДС, которые явно хотели бы "приватизировать" историю объединения Германии и приподнять с ее помощью свой имидж, рухнувший под тяжестью известного финансового скандала.
Официальное празднование под общим девизом "10 лет германского единства" проходит, однако, не в столице. По принятой в новом государстве традиции местом центрального мероприятия по случаю очередной даты воссоединения, ставшей с того памятного дня и национальным праздником страны, поочередно становится одна из федеральных земель. На сей раз эта честь, да еще по юбилейному поводу десятилетия исторического события, выпала Свободному государству Саксония. Торжественное заседание, посвященное круглой дате, состоится сегодня в дрезденской Земперопер. Там будет немало иностранных гостей, включая российскую делегацию во главе с председателем Совета Федерации Егором Строевым. Ожидаются речи президента ФРГ Йоганнеса Рау и президента Франции Жака Ширака.
Некоторые итоги десяти минувших годов подвел на днях в бундестаге федеральный канцлер Герхард Шредер, выступив с правительственным заявлением. Глава германского кабинета отметил в целом позитивные результаты преобразований, осуществленных после объединения в новых федеральных землях в рамках программы "Восстановление-Восток". Канцлер подчеркнул, что главная заслуга в этом, как и вообще в деле воссоединения, принадлежит прежде всего восточным немцам.
Действительно для сращивания восточной части страны с западной предприняты большие усилия. Десять лет спустя после воссоединения внешне уже мало что напоминает о том, что исторически совсем недавно на немецкой земле существовали два несовместимых уклада жизни, два одноязычных, но противоположных государства. При этом западное лоснилось богатством и процветанием, а восточное выглядело намного беднее, с едва прикрытой разрухой городов и потайной завистью к собратьям.
В бывшей ГДР проложены новые или расширены и отремонтированы прежние автобаны, а многие "простые" дороги блистают свежим покрытием и разметкой. В новых федеральных землях мчатся такие же, как и в "старых", современные автомобили. В их лакированной толпе уже очень редко, поштучно, как экзотика, вдруг ностальгически напомнит о себе ползущая пластмассовая микролитражка "Трабант", некогда господствовавшая на дорогах "первого немецкого государства рабочих и крестьян". Повсюду те же банки, страховые компании, основная реклама.
Транспортная инфраструктура и связь считаются у немцев едва ли не первейшей предпосылкой для экономического развития. Но в нем-то как раз наблюдались и наблюдаются до сих пор большие проблемы. Социалистическая промышленность после воссоединения в рыночных условиях рухнула, лишив работы сотни тысяч людей. Приватизация предприятий, как и у нас, не обошлась без крупного мошенничества. Оказалось, что даже при мощной финансовой базе (всего за десять лет в восточные земли было перекачано из "старой" ФРГ около 1,5 триллиона марок) смена хозяев, перестройка управления, реконструкция и модернизация предприятий требуют огромного напряжения.
Берлин
(Окончание - в одном из следующих номеров "НГ".)