Известные события 11 сентября серьезно отразились на ситуации в Евросоюзе. Как организация, он оказался невостребованным (впрочем, наряду с НАТО) в политических и других калькуляциях США по отпору международному терроризму. В этой ситуации зримо ускорилось размежевание членов сообщества на "больших", "средних" и "малых". Оно выразилось сначала в проведении сепаратного совещания англо-франко-германской тройки в Генте. В минувший уикенд была сделана попытка повторить такой "междусобойчик" в Лондоне. Лишь возмущенная реакция остальных партнеров заставила "приглашающую сторону" в лице премьера Тони Блэра несколько расширить состав встречи за счет "средних" держав вроде Италии и Испании, а также Бельгии, председательствующей сейчас в сообществе. "Всякие прочие", в том числе шведы, остались за бортом.
Примечательно, что эти явления в Евросоюзе сопровождаются почти открытыми попытками "политического демонтажа" председателя Комиссии ЕС Романо Проди. Его деятельность и ранее не вызывала особого расположения в столицах "большой тройки". Особенно намерение профессора экономики из Болоньи и бывшего главы правительства Италии превратить подведомственную ему ныне Комиссию ЕС в своего рода "европейское правительство". Такие взгляды, свидетельствовала на днях немецкая газета "Вельт", "не были хорошо встречены в Берлине, Париже и Лондоне. "Важнейшие европейские дела большие парни предпочитают решать между собой", - иронизирует Моника Вульф-Матьес, которая долгое время была комиссаром ЕС от Германии. Большие парни в Париже, Лондоне и Берлине дали быстро понять своему бывшему коллеге Проди, за кем решающее слово в Европе. Во всяком случае, не за Комиссией", - уточняет газета.
За неполных два года нахождения в Брюсселе Романо Проди проявил ряд заметных инициатив, в том числе такую крупную, как вопрос об экономическом пространстве ЕС-Россия. По его мнению, Евросоюз "никогда не сможет играть большую роль в мировой политике без того, чтобы Комиссия стала мощным мотором сообщества". Но тут Лондон, Париж и Берлин, как показывают факты, еще более ревностно стоят на страже своих внешнеполитических прерогатив, не собираясь "переуступать" их Комиссии ЕС.
Скрывавшееся до поры до времени недовольство ее председателем выплеснулось открыто после того, как Романо Проди критически отозвался о "сепаратном" саммите "большой тройки" в Генте. В западную прессу стали сливать всяческий компромат на главу Комиссии ЕС. В частности, утверждалось, что он оказался не на высоте в обстановке "после 11 сентября", не превратив ЕС в "глобального игрока", который мог бы на равных разговаривать с США, ООН и крупными европейскими державами. Распускались слухи о том, что Проди недостает гибкости и политического чутья, перспективного взгляда на вещи. Кое-что напоминало свару на коммунальной кухне, вроде наветов, что он "так и не стал европейцем, оставаясь итальянцем", плохо владеет другими языками, кроме родного и т.п.
В основном огонь ведется как бы из-за угла, анонимно, без ссылки на источники. Как сообщают из бельгийской столицы, "авторитет итальянца во главе важнейшей инстанции ЕС ослабляется целенаправленной дискредитацией". В ее коридорах пошли разговоры о его предпочтительном преемнике. И в этой связи вновь всплывает имя Хавьера Соланы. Среди "крайне разочарованных" деятельностью Проди называют президента Франции Жака Ширака. Но вот на днях с открытой критикой в адрес главы Комиссии ЕС неожиданно выступил австрийский канцлер Вольфганг Шюссель. Его упрек: Проди не настаивает на участии малых государств во встречах типа лондонской, посвященных ходу антитеррористической кампании. При этом Шюссель выступал почти как представитель "группы малых", заявив, что его точку зрения разделяют также правительства Португалии, Швеции, Финляндии, Дании, Греции, Ирландии и Люксембурга.
В течение нескольких недель Романо Проди молча выдерживал град упреков. И только сейчас отозвался наконец о затеянной кампании. Сначала мягко: "Нападки на меня лишены всяких оснований". Насчет знания языков прибег к иронии: "Разве я взят на службу переводчиком, а не избран председателем Комиссии?" Что же касается дела, то для него "все страны ЕС равны". В принципе он не против сотрудничества отдельных стран, "если оно не мешает общеевропейскому делу". Однако, предупредил он, принимая брошенную перчатку, "если некоторые страны попытаются узурпировать (права Еврокомиссии), я молчать не стану. Буду драться как тигр".
Похоже, у Проди крепкие нервы. Он не последует примеру своего соотечественника Франко Марии Мальфатти, который не выдержал брюссельских интриг и оставил в 1972 году пост председателя Комиссии, пробыв на нем лишь около полутора лет. Да и в столицах сообщества никто пока не ставит задачи добиться смены караула в ЕС. Подкоп затеян явно для острастки. Но проще от него ситуация в сообществе не станет.