Три ключевых европейских лидера не смогли выработать единую позицию по Ираку.
Фото Reuters
В Нью-Йорк начали съезжаться мировые лидеры, решившие принять участие в очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Вчера вечером в Нью-Йорке приземлился самолет главного европейского оппонента Джорджа Буша - президента Франции Жака Ширака. Он будет выступать перед Генассамблеей, так же как ряд других европейских лидеров и президенты России и США. Всем понятно, что главной причиной слета на Ист-ривер являются иракские дела.
Ситуация в Ираке становится все сложнее. Временный управляющий совет под эгидой оккупационных властей не пользуется авторитетом. В результате покушения тяжело ранена член этой инстанции Акила аль-Хашими. Каждый день поступают сообщения о взрывах, обстрелах, гибели американских военнослужащих. Администрация Буша ждет военной и финансовой помощи в Ираке, для которой необходим мандат СБ ООН.
Вопрос о том, как, в какой форме, масштабах и на каких условиях пойти навстречу новым американским пожеланиям, стал главной темой многочисленных европейских саммитов последних дней. Хотя в повестке дня ялтинского саммита СНГ она не значилась, трудно себе представить, что в кулуарах и двусторонних беседах ее не касались. Дважды местом действия становился Берлин. В четверг канцлер принимал президента Франции Жака Ширака. После этого в субботу германский и французский лидеры провели там же двухчасовую встречу с британским премьером Тони Блэром. Вчера, чтобы узнать подробности об этом тройственном саммите, в Лондоне его навещал испанский коллега Хосе Мария Аснар. Сегодня перед самым отлетом в Нью-Йорк Шредер намерен обменяться в Гельзенкирхене мнениями с польским премьером Лешеком Миллером.
В этих приготовлениях особое место занял "триумвират" в Берлине. В таком составе лидеры Франции, Германии и Великобритании не встречались уже два года. Этого не позволяло не только противостояние по Ираку, но и несовпадение позиций Парижа и Берлина со взглядами Лондона на формирование собственных военных структур Евросоюза. Но сейчас, накануне открытия новой сессии Генассамблеи, а также скорого открытия в Риме межправительственной конференции по проекту Конституции ЕС, стороны сочли целесообразным попытаться восстановить "баланс в треугольнике".
Тони Блэру, рейтинг которого резко упал, это было важно по внутриполитическим соображениям. Ради этого он преподнес своим собеседникам в Берлине неожиданный сюрприз. А именно - согласие на создание военных структур ЕС (что ранее отвергал), а также согласие не вносить существенных изменений в конституционный пакет ЕС. Но по Ираку участники трехстороннего саммита вновь разошлись.
Париж по-прежнему настаивает на конкретном графике восстановления суверенитета Ирака, выработки Конституции, проведения выборов и реальном повышении ответственности ООН. Ширак, судя по его берлинским высказываниям, несколько смягчил свою позицию лишь в том плане, что согласен с передачей суверенитета не через один, а через несколько месяцев.
Но в этих вопросах Блэр не рискнул пойти на сближение с Парижем и Берлином. По его словам, "роль ООН сейчас в том, чтобы мы создали условия, при которых ООН могла бы играть свою роль полностью". Это и есть отказ от ее скорой конкретизации. Присутствие иностранных войск, по-видимому, тоже измеряется годами.
В принципе германская позиция считается "ближе к французской", но отнюдь ей не идентична. Канцлер, ожидающий в среду в Нью-Йорке свидания с Бушем, воздерживается от категорической тональности в иракском вопросе. В немецких дипломатических кругах ратуют за выработку "реалистического плана" по Ираку, не вдаваясь, однако, в детали. В интервью газете "Хандельсблат" канцлер выразился в том смысле, что в краткосрочном плане ООН не в состоянии обеспечить безопасность в Ираке, а посему это "на ближайшее время останется задачей союзников". Он тоже за график "передачи ответственности иракскому правительству", однако сейчас никто не может предсказать, могут ли выборы в Ираке состояться уже в 2004 году.
Таким образом, не может быть речи о единых европейских подходах к Ираку во время дискуссий, которые грядут на Генассамблее и в СБ ООН. Хотя президент США встретится с президентом Франции, Вашингтон, видимо, раздражен "французской строптивостью". "Нью-Йорк таймс" писала на днях: "Настало время, чтобы Америка приняла как факт, что Франция является не только нервозным союзником, но и становится врагом Америки". Возможно, Буш попытается "развести" Париж с Берлином, проявив большее внимание Шредеру, хотя беседа с ним тоже ограничена получасом. В создавшейся ситуации как для судьбы предполагаемой новой резолюции СБ ООН по Ираку, так и для преодоления негативных наслоений, созданных в международной политике односторонними действиями США, возрастает значение предстоящих во второй половине недели российско-американских переговоров в Кэмп-Дэвиде.