0
922
Газета В мире Интернет-версия

17.05.2007 00:00:00

Саммит для прагматиков

Тэги: чижов, саммит, ес


В эксклюзивном интервью «НГ» постоянный представитель России при Европейских сообществах Владимир Чижов анализирует отношения РФ-ЕС, перспективы их развития, а также разъясняет, зачем России нужно новое базовое соглашение с Евросоюзом.

– Владимир Алексеевич, какова главная задача России на самарском саммите РФ–ЕС?

– Главные задачи России и Евросоюза на этом саммите, полагаю, схожи: продвинуть вперед политический диалог, оценить проделанную с момента предыдущего саммита в Хельсинки работу по созданию четырех общих пространств. Мы хотели бы узнать, когда можно будет начать переговоры по Договору о стратегическом партнерстве. Если, конечно, у ЕС будет что сказать по этому поводу. Также необходимо обсудить энергетический диалог и остальные 11 отраслевых диалогов. Кроме того, предметом обсуждения в Самаре будут и актуальные международные проблемы. Их немало – ближневосточный конфликт, иранская ядерная программа, Косово...

– Готова ли Россия идти своим европейским партнерам на уступки, в частности снять запрет на поставки животноводческой продукции из Польши или возобновить поставки нефти по трубопроводу «Дружба» в Литву?

– Речь не идет об уступках. Что касается польского мяса. Проблему создала не продукция польских фермеров, а недостаточный контроль со стороны ветеринарных властей Польши, вследствие чего не соответствующая ни российским, ни еэсовским стандартам мясная продукция с разных континентов через территорию Польши поступала на российский рынок. Программу выхода из ситуации предложил в апреле этого года на встрече с Еврокомиссаром Маркосом Киприану министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев. Первым шагом стало снятие запрета на ввоз с 1 мая живого племенного скота. Ведь живую хрюкающую свинью не спутаешь с буйволятиной из Индии.

– На саммите, очевидно, будет обсуждаться мораторий России на выполнение ею своих обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и планы США разместить элементы противоракетной обороны (ПРО) в Польше и Чехии. Какую позицию по этим вопросам будет отстаивать Россия?

– Ни та, ни другая проблема не является элементом российско-еэсовского политического диалога. Сам Евросоюз считает, что это не входит в его компетенцию. Но это не исключает обсуждения данных тем. В случае с ПРО мы имеем дело с ситуацией, когда две страны ЕС заключают сепаратные сделки с США, не информируя своих партнеров по Евросоюзу. Это вызывает вопрос об эффективности единой внешней политики ЕС.

Тема ДОВСЕ, в свою очередь, поднималась на прошлой неделе в ходе визита в Брюссель начальника Генштаба ВС России Юрия Балуевского, который помимо натовцев встречался с представителями Евросоюза, выступал на заседании Военного комитета ЕС на уровне начальников генштабов. Так что российская позиция по этому вопросу европейцам хорошо известна.

Проблема с Литвой проще, чем с Польшей и Эстонией. Есть труба, которая ведет на Мажейкяйский НПЗ в Литве. Она принадлежит российской «Транснефти». В прошлом году на трубе, которой уже лет 30, произошла авария, и она требует капитального ремонта. Поэтому нефть по ней не прокачивается. Однако российская нефть на НПЗ все же поставляется по другим маршрутам – железной дорогой, морем. Транспортировка получается чуть дороже. Но завод не стоит, а работает. Здесь нет политики, нет и коммерческого интереса. Это сугубо технический вопрос.

– А со стороны Литвы есть попытки политизировать эту проблему?

– У некоторых политических деятелей в Литве заметны признаки политизации этого вопроса. Но, надеюсь, здравый смысл возобладает.

– Что Россия ожидает услышать от своих европейских партнеров по поводу переноса монумента Воину-освободителю в Таллине?

– Я считаю, что в подходе Евросоюза есть изрядная доля лицемерия. Когда телевидение показало очевидное непропорциональное применение силы эстонскими полицейскими в отношении участников протестов в Таллине, ЕС ограничился призывами к спокойствию и диалогу между Россией и Эстонией. А когда произошла демонстрация у эстонского посольства в Москве, пошел в ход весь арсенал политического и пропагандистского красноречия. Мне такой контраст показался странным.

– Вы разъяснили ситуацию европейским партнерам?

– Да. В том числе и тем, кто старался подать эту проблему как сугубо двустороннюю – эстонско-российскую. Самая большая проблема у Эстонии – внутренняя: между властями и теми, кто выступал за сохранение монумента. Очевиден раскол в эстонском обществе. И «старшие братья» Эстонии по ЕС могли бы помочь ей восстановить диалог, в том числе и с русскоязычной общиной.

– Звучали оценки, что единой позиции в ЕС по тому, что произошло в Эстонии с монументом, нет. Это соответствует действительности?

– Если говорить о правительствах, то пока, к сожалению, мы видим, что внутриеэсовская солидарность оказалась важнее, чем элементарная объективность. Это не может не настораживать. Ведь если и дальше, уже по другим вопросам, подобная солидарность будет доминировать, то, зная особенности политики некоторых новых стран – членов союза, Россия и Евросоюз могут столкнуться с проблемами.

– Разъясните, пожалуйста, почему России важно заключить новое базовое соглашение с Евросоюзом?

– Действующему Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1 декабря исполнится 10 лет. Переговоры по нему начались еще при СССР и завершились в 1993 году. Подписано СПС в июне 1994 года, а вступило в силу в 1997-м. Легко представить, как изменились с того времени Россия и Евросоюз. Во многом СПС отстало от жизни, оно не обращено в будущее. Приведу пример: около трети текста соглашения посвящено проблематике, которая регулируется нормами ВТО. Как только Россия вступит во Всемирную торговую организацию, треть СПС можно отправить в корзину.

Кроме того, структура механизмов сотрудничества, прописанная в соглашении, неэффективна. Мы даже пошли на творческое прочтение положений СПС, чтобы адаптировать эти механизмы.

Новое базовое соглашение упорядочит отношения России с ее крупнейшим экономическим партнером. На долю ЕС приходится 52% российской внешней торговли. А сфера торговли как раз из тех, что страны-члены уже давно передали в компетенцию сообщества. На основе этого соглашения будет нормально и на долгосрочной основе регулироваться энергетическое сотрудничество, которое в последние годы искрило.

У России и ЕС широкое взаимодействие в различных отраслях промышленности. Идет унификация технических стандартов, сотрудничество в сфере инновационных технологий. Например, проект «Галилео»-ГЛОНАСС в будущем может объединить европейскую и российскую системы космического позиционирования. Перспективы развития промышленного сотрудничества РФ и ЕС также должны найти отражение в новом соглашении.

Россия и ЕС ведут диалог по правам человека. Есть взаимные озабоченности. Этот диалог тоже будет поставлен на упорядоченную основу, что позволит минимизировать эффект эмоциональных всплесков и политизации этой сферы.

Наконец, базовое соглашение важно для политического диалога в целом. Он достаточно структурированный. Есть международные проблемы, по которым Россия и ЕС успешно сотрудничают : ближневосточный квартет, иранская ядерная проблема и др.

– Известно, что Франция наряду с ФРГ до сих пор выступала двигателем сближения Евросоюза с Россией. В Париже заявляют, что новый президент Николя Саркози будет руководствоваться во внешней политике принципами real politik. Может ли такой подход отразиться в целом на политике ЕС на российском направлении?

– Мы готовы к real politik со всеми странами. Франция – важнейший элемент всей европейской политики, ее голос играл и будет играть в ЕС важную роль. Пока что оснований для драматических оценок в развитии российско-французского сотрудничества я не вижу. Россию часто обвиняют в том, что она пытается вбивать клинья между странами – членами ЕС, искать зазоры в позициях. Но это не является нашей целью. Напротив, мы приветствовали бы единую позицию Евросоюза в отношении России, но, разумеется такую, которая ориентировалась бы на наиболее продвинутые взгляды в ЕС, а не представляла собой наименьший общий знаменатель 27 подходов. Одним словом, хотелось бы, чтобы те страны, которые не относятся к числу сторонников развития партнерства Россия–ЕС, не тянули наше взаимодействие назад. Скорее необходимо, чтобы государства, заинтересованные в более активном продвижении партнерства, толкали его вперед.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1655
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4142
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2282
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2581

Другие новости