Председатель КНР Си Цзиньпин – частый гость на военных учениях. Фото с сайта www.news.cn
Военная реформа в Китае набирает обороты. В прошлом году было решено сократить 300 тыс. служащих и увеличить ВВС и ВМС. А теперь объявлено об упразднении Генштаба, политуправления и создании 15 новых отделов по руководству вооруженными силами. Эти преобразования имеют цель ускорить их модернизацию, а также позволить КНР защищать свои интересы за границей.
Какие же функции будет исполнять новая структура? Агентство «Синьхуа», сообщившее о ее создании, пояснений не дает. Но указывает, что в это формирование входят, в частности, три комиссии – по проверке дисциплины, по политике и закону, по науке и технике. Также созданы шесть отделов: объединенный штаб, управления политической работы, тыловой поддержки, обновления вооружения, обучения и национальной обороны.
Официальная информация не оставляет сомнений в том, кто именно, хоть и не имеет звания Верховного главнокомандующего, стоит во главе вооруженных сил. Это председатель КНР, генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин, который является председателем Центрального военного совета (ЦВС). Он уже принял начальников новых органов и сказал, что обновленная структура будет находиться в абсолютном подчинении ЦВС. Задача армии – добиться победы в любой войне.
Для наблюдателей проведенная реорганизация таит немало загадок. Одна из них: с кем готовится воевать Китай? Или еще вопрос: чем объяснить отказ от такой мощной структуры, имеющей аналоги во многих странах, как Генштаб?
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Павел Каменнов отметил, что пока рано делать какие-то заключения. «Одна из версий состоит в том, что рыночная стихия, стремление к обогащению оказывают влияние и на морально-политическое состояние вооруженных сил. Руководство этим обеспокоено. Поэтому неизменной остается мысль о том, что центральное место в управлении вооруженными силами принадлежит партии», – сказал эксперт.
Интернет хоть и находится под контролем, все-таки воздействует на умы в направлении так называемой либерализации. Тут есть противоречие. Модернизация армии проводится в два этапа. Первый успешно выполнен в 2010 году. Сейчас идет второй этап: совершенствование вооружений и военной техники и доведение их до мировых стандартов. Эта задача может выполняться только личным составом, имеющим соответствующую квалификацию, владеющим электронными системами, Интернетом. «Руководство сознает, что только люди, допущенные к мировым достижениям, могут осуществлять модернизацию армии. Но, с другой стороны, они больше подвергаются либеральным идеям, критически настроены по отношению к Компартии. Такова, возможно, подоплека реорганизации», – считает Каменнов.
Однако газета South China Morning Post, ссылаясь на мнения военных специалистов в КНР, пишет, что реформа наталкивается на сопротивление. Не случайно, например, решение о создании пяти стратегических зон до сих пор остается неразъясненным. А Чэнь Даоинь, декан Университета политической науки и права в Шанхае, напоминает, что из партии были исключены и осуждены за коррупцию двое бывших заместителей председателя ЦВС. Это свидетельствует о серьезных изъянах с дисциплиной в войсках.
Впрочем, многие наблюдатели полагают, что главная цель преобразований – дать КНР возможность проецировать силу в «голубых водах океана», то есть вдали от своих берегов. Пекин хочет превратить армию в вооруженную силу глобального масштаба. Не случайно растет доля расходов на бомбардировщики дальнего действия, ракеты, способные уничтожать авианосцы, подводные лодки.