0
8395
Газета В мире Печатная версия

27.07.2020 19:15:00

Пекин создает блок мусульманских стран Евразии

Китай вытесняет Индию с иранских нефтяных полей

Тэги: индия, китай, гималаи, территориальный конфликт, иран, нефть, коммуникации, чабахар


индия, китай, гималаи, территориальный  конфликт, иран, нефть, коммуникации, чабахар Фото Pool/Presidency of Iran/Anadolu Agency/Getty Images

Индия и Китай согласились отвести войска от спорного участка границы в Гималаях. Но обостряются противоречия между двумя державами в Иране. Китай усиливает проникновение в Исламскую Республику, опираясь на двусторонние соглашения, которые предполагают инвестиции на 400 млрд долл. в инфраструктуру, нефть, телекоммуникации. Дели также надеялся закрепиться в Иране, инвестируя в морской порт Чабахар и участвуя в строительстве железной дороги к Афганистану. Этот проект, который мог обеспечить доступ Индии в Центральную Азию, под давлением Пекина был остановлен.

Чабахар, город на южном побережье Ирана, в перспективе может стать единственным глубоководным портом этой страны. Для Индии он чрезвычайно важен, с этим портом связана ее морская стратегия. Дело в том, что Исламабад, традиционный противник Дели, перекрывает индийцам сухопутный путь в Центральную Азию. А море может служить удобной и короткой дорогой из Мумбаи до Ирана и дальше по суше, на север к рубежам Афганистана.

«В течение долгого времени Пакистан блокировал перевозку индийских грузов через свою территорию. В этом он получал поддержку Китая, который конкурирует с Индией в борьбе за влияние на Азию и Средний Восток. Если бы Китай этого хотел, он мог открыть Индии доступ в Центральную Азию через Синьцзян. Но Китай пытается помешать усилению позиций Индии в регионе», – говорит Фунчук Стобдан, бывший посол Индии в Киргизии.

Пекин называет Пакистан своим «железным партнером»; он строит Китайско-пакистанский экономический коридор, где прокладываются дороги и сооружаются промышленные предприятия. По данным газеты South China Morning Post, в этот проект должно быть вложено 46 млрд долл. При этом более 1 млрд долл. пойдет на обустройство порта Гвадар на юге Пакистана. Он расположен на расстоянии всего в 76 морских миль от Чабахара в Иране. Как утверждает Лю Чжунгуй, руководитель отдела в Институте международных исследований в Шанхае, Индия надеялась уменьшить значение Гвадара, строя альтернативный порт в Чабахаре.

Во время первого визита в Иран в 2016 году премьер-министр Индии Нарендра Моди дал обязательство, что его страна вложит 500 млн долл. в порт Чабахар и еще 20 млрд в инфраструктуру и железную дорогу, ведущую к границе Афганистана. Но, по сведениям индийской газеты Hindu, Иран отказался от предложения Дели построить железную дорогу из порта Чабахар. При этом газета ссылалась на правительственные источники в Иране.

Почему же Тегеран так резко охладел к Дели? Эксперты объясняют это то ли интригами, то ли прямым нажимом со стороны Китая. Во всяком случае, средства, которые уже вложил или обещает вложить в Иране Китай, куда весомей того, что сулила Индия. Размер китайских инвестиций оценивается в 400 млрд долл.

Ирано-китайская торговая сделка и удаление Индии из плана прокладки железной дороги связаны между собой. «Подозреваю, что Иран выбросит Индию из плана строительства Чабахара и передаст проект Китаю», – утверждает Клод Ракиситс, почетный декан Национального университета Австралии. Еще более мрачный для Индии прогноз дает Кабир Танеджа, сотрудник Observer Research Foundation в Дели. «Если Пекин будет вливать деньги в Иран и попытается сделать его зависимым государством, это создаст большую проблему для Индии. Дело может закончиться формированием блока соседних с Китаем мусульманских государств, находящихся на привязи у Пекина», – предсказывает он. Если Иран и Пакистан войдут в него, то Афганистану тоже придется волей-неволей присоединиться к группировке.

В беседе с «НГ» Нина Мамедова, заведующая сектором Ирана в Институте востоковедения РАН, отметила: «После того как шесть мировых держав заключили с Ираном в 2015 году договор, препятствующий созданию им ядерного оружия, многие устремились в Иран и стали договариваться о сделках. И конечно, заключать новые соглашения стал Китай. Когда США отказались от договоренности с Ираном и ввели санкции против него, некоторые проекты пришлось остановить. Но шоссейные, железные дороги под санкции не попали. Китай все равно будет реализовывать свои проекты». К тому же Китай имеет в Иране свои нефтедобывающие предприятия. Добытая нефть считается китайской и санкциям не подлежит. Расчеты между двумя сторонами ведутся в юанях. А Индия действует не так решительно, она оглядывается на политику президента США Дональда Трампа, и это позволяет Пекину ее теснить на рынке Ирана», – заключила Мамедова. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Американцы признают, что проигрывают лунную гонку Китаю

Американцы признают, что проигрывают лунную гонку Китаю

Михаил Сергеев

Планы США по высадке астронавтов на спутник Земли не имеют смысла, заявляет экс-директор NASA

0
1547
Белый дом начал использовать нефть как оружие против Мадуро

Белый дом начал использовать нефть как оружие против Мадуро

Надежда Мельникова

Соединенные Штаты перешли от борьбы с венесуэльским наркотрафиком к захватам танкеров

0
1301
 ВЫСТАВКА "Из Пекина в Москву: диалог культур"

ВЫСТАВКА "Из Пекина в Москву: диалог культур"

0
591
Константин Ремчуков:Китай ужесточает борьбу с коррупцией и наращивает профицит во внешней торговле

Константин Ремчуков:Китай ужесточает борьбу с коррупцией и наращивает профицит во внешней торговле

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 08.12.25

0
1676