Аргентинский президент Хавьер Милей всегда готов поддержать Дональда Трампа, но вопрос в том, будет ли Трамп поддерживать Милея. Фото с сайта www.whitehouse.gov
Положение президента Аргентины Хавьера Милея продолжает стремительно ухудшаться. Не за горами 24 октября, когда состоятся выборы в законодательные органы страны, а страну захлестнул финансовый кризис. Главе государства нужно выплатить и государственный долг, и остановить ослабление национальной валюты. За помощью Милей планирует обратиться к Дональду Трампу, встреча с которым запланирована на 23 сентября. Но гарантий, что американский президент окажет своему южноамериканскому союзнику поддержку, нет.
Аргентинский президент готовится к визиту в США 22 и 23 сентября для участия в заседании Генеральной Ассамблеи ООН. В понедельник он встретится с директором МВФ Кристалиной Георгиевой, а во вторник проведет официальную двустороннюю встречу с Трампом. Главная цель визитов – найти выход из финансового кризиса, накрывшего Аргентину.
Экономические проблемы страны – это не вина нынешнего президента Милея, а скорее наследство, оставшееся от предыдущих властей. В результате необдуманных решений, призванных решить сиюминутные сложности, Аргентина пережила семь дефолтов за семь десятилетий: с 1951 по 2020 год. Милей, придя к власти в 2023 году, ситуацию попытался исправить, начав «шоковую терапию» и свой «либертарианский эксперимент». Он сократил госаппарат и урезал социальные расходы. Эти меры нового главы государства позволили замедлить инфляцию, которая снизилась с 25% до 1,9%. Однако цена таких изменений для аргентинцев оказалась слишком высока. Безработных в стране стало еще больше, а уровень жизни населения упал. Теперь Милею нужно решить еще и проблему с государственным долгом и обесцениванием национальной валюты песо.
Аргентина должна выплатить около 9,5 млрд долл. в следующем году, чтобы выполнить обязательства по своему долгу. В то же время на поддержку валютного рынка и замедление падения песо правительство уже выделило около 1,1 млрд долл. Выбрасывая на рынок часть долларовых резервов, Центральный банк страны поддерживает более стабильный курс обмена. В теории эта стратегия позволяет снижать спрос на доллар (при стабильности национальной валюты отпадает необходимость хранить сбережения в иностранной), а также повышает инвестиционную привлекательность страны. Однако 1 млрд может быть недостаточно, чтобы стабилизировать ситуацию. Кроме того, долларовый резерв Аргентины и так небольшой, а ведь он необходим для оплаты долга страны.
Эти обстоятельства и вынуждают Милея искать поддержки извне. Предполагается, что на встрече с Георгиевой будет обсуждаться вопрос о кредите МВФ на 20 млрд долл., который был согласован в апреле этого года. Первый транш в размере 12 млрд был выделен сразу, а вторые 2 млрд были одобрены в августе, хотя и ожидались двумя месяцами раньше. Учитывая, что валютные резервы Аргентины сокращаются, можно ожидать, что МВФ так или иначе будет оказывать на своего должника давление, чтобы вопрос с финансами поскорее был решен.
О возможности получения помощи со стороны США заговорили в апреле, после визита американского министра финансов Скотта Бессента в Аргентину. Чиновник заявил, что в стране могут рассмотреть возможность использования Федеральной резервной системы (ФРС) США для поддержки своего южноамериканского союзника. Например, ФРС могла бы выдать Аргентине кредит.
Не исключено, что это заявление было сделано исключительно для того, чтобы подчеркнуть хорошие отношения между странами. Фактом же является только то, что Милей 19 сентября заявил, хотя и не упомянул ни один из американских государственных органов: какие-то переговоры о кредите ведутся. Министр экономики и труда страны Луис Капуто встречу с Трампом воспринимает как панацею. «Эта встреча сейчас очень важна. Она может помочь нам успокоить рынки», – сказал он аргентинской газете Lа Nacion.
Выбор США как источника помощи не кажется удивительным на фоне почтения, которое Милей оказывает американскому президенту. Нынешнего главу Аргентины даже прозвали «мини-Трампом». В ходе встречи в феврале 2024 года, когда в США еще не прошли президентские выборы, оба политика встретились. Там теперь уже глава Белого дома назвал аргентинца «отличным джентльменом» и сказал, что «он один из немногих, кто действительно может сделать это хорошо – снова сделать Аргентину великой». После этого шагов навстречу либертарианцу Трамп больше не предпринимал. Учитывая это обстоятельство, нельзя с уверенностью говорить о том, получит ли Буэнос-Айрес кредит от США. Пока Милей, судя по всему, не вошел в круг друзей Трампа, для которых американский президент готов сделать многое. Аргентинец не стал для него тем, кем стал бразилец Жаир Болсонару. Трамп был готов оказывать серьезное экономическое давление на Бразилию, введя самые высокие пошлины в размере 50%, чтобы вызволить своего политического союзника из тюрьмы. Правда, безуспешно: бразильские власти не испугались давления, и Болсонару был признан виновным в попытке государственного переворота, получив крупный, фактически пожизненный, тюремный срок.