Поддержавшие Йовери Мусевени угандийцы считают, что действующий президент – гарантия мира. Фото Reuters
На состоявшихся президентских выборах в одной из самых стабильных африканских стран, 52-миллионной Уганде, победу, как и 40 лет назад, одержал 81-летний Йовери Мусевени. Он набрал более 76% голосов, значительно опередив шестерых представителей оппозиции, в том числе основного противника, певца-рэпера, лидера местной молодежи Боби Вайна (его настоящее имя Роберт Кьягуланьи Ссентаму), ранее сидевшего за решеткой. Сразу после голосования на выборах он попросту исчез.
Силы оппозиции, а также различные международные структуры обвинили правительство в подтасовке результатов голосования, массовых арестах, а также за три дня до выборов отключении по всей стране интернета. Власти же утверждали, что сделали это для того, чтобы население «проголосовало правильно» и не верило ложным сообщениям со стороны прежде всего западных СМИ. Так или иначе, во главе Уганды остается ее нынешний президент, править он будет седьмой срок подряд. А все недовольные подобным положением дел могут в любой момент либо оказаться в тюрьме, либо, если им что-то не нравится, уезжать из страны.
Следует отметить, что в целом ряде африканских стран во власти находятся люди, которым хорошо за 80 и для которых «очередной срок» становится, по сути дела, пожизненным мандатом на правление. Для африканских президентов любые выборы – не более чем следование якобы демократическим постулатам.
Мусевени – человек и военный, и в то же время имеющий диплом университета в Танзании. Пришел он к власти в 1986 году после двух правителей, которые представляли Уганду в самом негативном свете на весь мир. Один из них – премьер-министр Милтон Оботе, свергнувший короля в 1966 году. Вытворял он в отношении собственных граждан такое (аресты, пытки, изгнание представителей некоренных народов), что пришлось военным его свергать и «срочно наводить порядок».
Вот только сначала привел его к власти, а потом сверг генерал Или Амин – самый невежественный и эксцентричный африканский лидер за всю историю континента (он не умел ни читать, ни писать, имел 7 жен и 50 детей, сам себя награждал различными орденами и медалями и даже провозгласил себя «законным правителем» Шотландии). 10 лет он находился у власти, потом был свергнут танзанийской армией в 1979 году, доживал свой век в Саудовской Аравии и скончался там в возрасте 75 лет в статусе «самого правоверного мусульманина в мире».
А лидер Движения национального сопротивления Йовери Мусевени не просто 40 лет назад взял в руки верховную власть в стране, но и активным образом стал поднимать ее экономику.
Одно время он даже восхищался успехами СССР, цитировал в своих выступлениях Ленина и Маркса, но потом решил, что рыночная экономика и капитализм все же больше подходят для Африки. Все последние годы Уганда стабильно показывает экономический рост в 5–7%, что гарантирует поддержку президенту среди довольно широких масс населения. Но молодежь, которая составляет около 70% жителей Уганды, жаждет перемен.
Западные СМИ критикуют Мусевени за то, что он правит авторитарными методами. Он противник разного рода меньшинств и прочего, что он считает очень вредным для африканских народов. В итоге молодые угандийцы поддержали лидера оппозиции Вайна, а все остальные выбрали стабильность и предсказуемость власти.
И рядовых угандийцев можно понять. Нынешний президент – гарантия отсутствия в стране гражданской войны и экономического краха. С учетом того, что насильственными методами пытались свергнуть власть в соседних Кении и Танзании, идущая гражданская война в Южном Судане, боевые действия в восточной части Демократической Республики Конго, внутреннее спокойствие для жителей Уганды куда важнее, чем непредсказуемая смена власти с еще более непредсказуемыми последствиями.
У Мусевени неплохие отношения с Россией, хотя торговый оборот между странами ничтожный (около 180 млн долл. в прошлом году). Это в основном сельскохозяйственная продукция (чай, кофе, арахис), а с российской стороны туда идет военная и транспортная техника. Еще Кампала просит увеличить для нее квоту стипендий на получение угандийскими студентами образования в России (сейчас таких мест 50).
Надеются угандийские власти и на приток российских туристов. На предстоящую туристическую выставку в Москве в марте прибудут около 30 крупнейших угандийских туроператоров зазывать россиян в национальные парки, где можно увидеть горных горилл (правда, пропуск в парк для встречи с этими громадными животными недешевый – 800 долл. с человека).
Как долго Мусевени будет оставаться у власти? Его наиболее вероятным сменщиком называют старшего сына Мухоози, которому 52 года. Но многое будет зависеть от того, как поведут себя молодые угандийцы. Очевидно, что шансов прийти к власти представителя той оппозиции, что существует сейчас, при нынешнем президенте нет. А вот что может случиться со страной, если Йовери Мусевени передаст власть по наследству, предсказать никто не берется.

