0
591
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.08.2008 00:00:00

Дали: живопись и кино

Тэги: дали, выставка, живопись, кино


Нью-Йорк, Музей современного искусства, с 29 июня по 15 сентября

Формируя свой стиль, Дали, кажется, впитывал всё подряд, как губка. Впитывал он и новшества кино (от режиссуры до поведения как художественной акции) ≈ на которое и сам оказал влияние. Завсегдатай Испанского киноклуба в Мадриде, Дали смотрел «передовые» европейские и американские фильмы с участием Бастера Китона, Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда, Тома Микса┘ Согласно Дали, кино становится «чистой поэзией», когда в фильме достигнута монотонность действия, при которой зритель может предугадать дальнейшее развитие сюжета и начинает больше задумываться над игрой технических и выразительных средств, над разнообразием самой экспрессивной фактуры кинокартины. Для Дали первым, кому удалось достичь в кино той самой «чистой поэзии», был актёр Бастер Китон. Художник запечатлел его в коллаже «Свадьба Бастера Китона».

Другой киноимпульс и другая грань соприкосновения Дали с кинематографом ≈ знакомство в Нью-Йорке с Харпо Марксом, Уолтом Диснеем и Сесилем ДеМиллем. Во всех них провокатор-сюрреалист видел сюрреалистические жилки. Тишину, молчание Маркса Дали считал выражением анархистского бунта против современного общества. Уолт Дисней впечатлял его тем, что внедрил детское воображение в массовую культуру и сделал на этом мировой бренд (они даже начали вместе один из проектов). Наконец, в Сесиле ДеМилле Дали привлекало то, что он заставил исторические и религиозные образы балансировать на грани китча.

Цель новой выставки, организованной совместно с лондонской галереей Тейт и фондом «Гала–Сальвадор Дали» из Фигераса, ≈ пристальное в духе Дали вглядывание и скрупулезное исследование механизмов и приемов, которые были подсмотрены в кино. Они повлияли на его живописный язык (скажем, кинематографическая, покадровая композиция в картине «Просвещенные удовольствия»), а затем пригодились новым поколениям актёров и режиссёров (например, шокирующее зрелище разрезаемого бритвой глаза из «Андалузского пса»).

К главной экспозиции приурочен ещё ряд выставок, лекций и кинопоказов: «Шутки Дали» (с 7 по 16 июля), «Сальвадор Дали и три американских сюрреалиста» (с 23 по 28 июля ≈ речь о Марксе, Диснее и ДеМилле), а также «Сальвадор Дали: Потребитель/Потребляемый» (с 4 по 24 августа). Для сопоставления предлагается около 120 картин, фотографий и рисунков не самого первого, но одного из самых известных сюрреалистов. Плюс ряд фильмов: разумеется, «Андалузский пёс» и «Золотой век», созданные Луисом Бунюэлем и Дали. Среди других ≈ «Контролёр универмага» с Чарли Чаплином (1916), «Генерал» с Бастером Китоном (1927), «Десять заповедей» Сесиля ДеМилля (1923) или, например, «Фантазия» Уолта Диснея 1940-го, где прослеживается влияние сюрреалистического видения самого Дали.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
349
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
593
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
826
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
629

Другие новости