Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» оснащен морально устаревшей силовой установкой. Фото Reuters
Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» вышел в свой Средиземноморский поход из военно-морской базы в Североморске, в три часа пополудни 15 октября его сопровождал тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и другие боевые корабли и суда обеспечения.
Самый большой боевой корабль российского флота – тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 строился на Николаевской судоверфи. Изначально он проектировался под специальный самолет вертикального взлета и посадки Як-141. Этих «Яков» к 1990 году успели сделать всего четыре экземпляра, после распада СССР проект закрыли. То, что морально устаревшая энергетическая установка корабля практически не подлежит ремонту и позволяет ему развить ход с крейсерской скоростью не более 16 узлов, не является его главным недостатком. «Старичок», уже переживший пять ремонтов, после своего похода снова встанет на очередной из них в док.
Главной проблемой «Кузи» является несоответствие его палубы самолетам, состоящим на вооружении его авиагруппы. Из-за отсутствия катапульты корабельные «МиГи» и «сушки» могут взлетать с единственного российского авианосца с минимальной боевой нагрузкой и небольшим количеством горючего, что существенно сокращает их радиус боевого действия.
Из-за крайней тихоходности флагмана на переход группы к берегам Сирии ушел без малого месяц. Сначала авианесущий крейсер удивил весь мир дымом, выходящим из его трубы а-ля начала XX века, затем всплыла проблема из-за отказа европейских стран заправлять горючем российские корабли в своих портах, к чему, впрочем, Москва была готова, поскольку группу ожидали в пунктах заправки и сопровождали танкеры. Но больше всех отличилась авиагруппа «Адмирала Кузнецова», потеряв два боевых самолета – МиГ-29К и Су-33. Конечно, в этом нельзя огульно винить летчиков, тренировочных полетов было явно недостаточно. По мнению специалистов, «если модернизированный самолет МиГ-29 еще как-то можно было использовать, то Су-33 оказался слишком тяжелым для использования с палубы авианосца. Именно он рвет тросы авиафинишера». Общая стоимость утопленников примерно оценивается в 100 млн долл.
Но, несмотря на все перипетии, по мнению Минобороны и командования ВМФ, поход принес и положительные результаты, теперь уже окончательно ясно, что в российском флоте авианосцам быть. Можно сказать – получен первый опыт их боевого использования, но денег на строительство нового атомного авианосца «Шторм» пока у страны нет.