0
1612
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

13.01.2000 00:00:00

О соответствии гигиеническому сертификату


Татьяна Егорова. Андрей Миронов и я. Любовная драма жизни. - М.: Захаров-АСТ, 444 с.

КНИГУ Татьяны Егоровой об Андрее Миронове можно купить за 100 рублей. Если найдете по 85, считайте, что повезло. Бестселлер! Три тиража за полгода. Напечатано и распродано сначала 10 000, потом 20 000, потом еще 60 000. Так, во всяком случае, утверждают издатели.

"Любовная драма жизни. В главных ролях: Андрей Миронов и Татьяна Егорова", - набрано на авантитуле. Книга написана от первого лица главной героини Татьяны. Имя Миронова - на каждой странице. Имена других действующих лиц кажутся взятыми напрокат из воровского жаргона. В конце книги, правда, псевдонимы раскрыты, почти все. А в самом конце, уже среди технических данных, редактор книги и директор издательства "Захаров" пишет самым мелким шрифтом, что "текст на стр. 441 не достоверен".

Книга Егоровой - роман. Поклонники книги, которых немало, уже успели сравнить ее с "Театральным романом". Оправдывая некоторые вольности повествования, называют написанное не воспоминаниями, а прозой.

Вот примеры художественного письма. "Мы попали в какое-то другое измерение, где не было ни материи, ни женского пола, ни мужского, только мелодия, напоминающая музыку Баха, нисходила на нас, вскрывала какую-то боль в недрах души, залечивала ее и так же внезапно, как снизошла, исчезала", - это о первом любовном свидании Татьяны и Андрея в гостинице "Рига". Или: "И опять мы встречались глазами на территории панорамного зеркала, и эта маленькая территория панорамного зеркала заполнялась в дороге картиной несказанного сада любви, где порхали и трепетали ресницами два голубых и два карих глаза". Увы, в книжке, где так много грязи сознательно выливается на голову виноватых и, вероятно, безвинных тоже, много обыкновенного словесного мусора. Никогда москвич не скажет (тем более не напишет!): "во всех подъездах на улице Сретенка". Сретенка она и есть Сретенка. Ясно, что улица. Или, в конце, - "в феврале месяце", через страницу - "в октябре месяце". Так что с прозой не очень получается.

Кроме как о Миронове и о "себе", автор много пишет о Ленине, причем с такой ненавистью ("одержимый, с уже усыхающими мозгами"), что можно заподозрить Егорову в том, что она не может простить умершему вождю, что тот оказался чуть ли не единственным, кто с равнодушием отнесся к ее красоте и совсем не домогался. Все остальные - или домогались, или завидовали, или мечтали о ее теле, но боялись открыто сообщить об этом: "Я нравилась всем друзьям мужского пола. <...> Конечно, мужчинам хотелось приобщиться не только визуально, но и физически к той, которая так будоражила всю гормональную систему". А Ленин и открыто не сообщал, и, кажется, даже не мечтал (смерть вождя для автора-героини смягчающим обстоятельством почему-то не становится). Чтобы досадить Ильичу, Егорова готова добрым гением избрать депутата Пуришкевича, матерные стихи которого она с удовольствием цитирует. Так же смело, как о Ленине, Егорова пишет и о советской власти в целом.

Теперь что касается воспоминательной части книги. Цель ее ясна, задачи очевидны: всех полить говном, кого-то ударить так, чтобы уже не встали, но главное - пройтись на этом светло- и темно-коричневом фоне в белом - в том самом белом платье, о котором так много она пишет в своей книге и которого так и не было в ее бурной "женской жизни". Александр Ширвиндт, может быть, и недостойный друг (речь - об Андрее Миронове), - чего стоят хотя бы его воспоминания о недугах Миронова, со многими физиологическими подробностями, опубликованные еще при жизни Марии Владимировны. Но то, что пишет о "Шармере" (под такой кличкой Ширвиндт проходит в книге почти до последней страницы, где - перед самым финалом - Егорову вдруг прорывает и она выдает несколько самых ненавистных настоящих имен) Егорова выходит за рамки приличий. Когда, признаться, уже неважно, правда описана автором или нет, - когда на первый план выходит мерзость вспоминающего, а не мерзость описанных мерзостей.

Замечательные рассказы худрука Театра сатиры Чека о художниках определены как "гормональная атака". Описание Чека - "нижняя часть лица - тупой нос с широкими ноздрями и мясистая область под носом выдают низменную натуру" - кажется позаимствованным из антисемитских "физиогномий", которыми были завалены базарные лотки в начале века. Бытовало тогда представление, что еврейский нос с горбинкой уже обозначает низменную натуру. Оказывается, не забыто! Естественное в те годы посвящение премьеры "Бани" грядущему юбилею революции - комментирует: "не упускал возможности лизнуть". То, что иначе бы спектакль не выпустили, в расчет не берется.

Много - про Фрейда, особенно там, где про Марию Владимировну Миронову. Иногда - художественно: "Царь Эдип не будет счастлив со своей супругой Иокастой, а выколет себе глаза заколкой ее пряжки и уже в обработке господина Фрейда поселится в душе знаменитой артистки Марии Мироновой в виде психического комплекса". Тут что ни слово, то - художественное. Много - про эндокринологию, в которой, кажется, автор (или - героиня?) чувствует себя большим специалистом (даром, что родственники давали ей читать "таинственную запрещенную литературу" - Рерихов, трактаты о Саванароле, - узнала много новых слов, в том числе и из смежных областей знаний - однажды упоминает даже ДНК!): "Миронова была по характеру - конфликтер и даже на пустом месте раскопала бы причину для гнева, взрыва и оскорблений. Всем большой привет от науки эндокринологии!" Или - снова про главного режиссера театра: "он был чем-то раздражен, наверное, гормональное".

Широко разошлась цитата, которой заманивают, увлекая воспоминаниями Егоровой - про "растление блудом", будто бы царившее в Театре сатиры: "намекнуть на роль, и артистки, толкаясь локтями, рвутся в кабинет, на четвертый этаж, расстегивать ширинку, до дивана аж не успевали добраться". Несчастья актрисы-героини в театре, если верить автору, начались из-за того, что она пошла против всех традиций и отказалась расстегивать ширинку. Признаться, при описываемом характере героини и ее довольно свободном нраве, очень непросто понять, отчего же тут вдруг она заартачилась. Единственное удобоваримое объяснение - ей слишком претил запах земляничного мыла, исходивший от мэтра. Но это мало имеет отношения к тому, что преподносится как высоконравственные запреты и самоотверженность.

Однажды Чек, правда, все-таки частично добивается своего, хватая актрису "цепкой зверюшечьей лапкой прямо между ног за это самое место". Хватает, потом о чем-то спрашивает, следует ответ и лишь потом: "Вы бы убрали руку, а то мне так стоять неудобно..." Трудно представить, чтобы женщина позволила столь ненавистному мужчине хоть секунду подержаться так, как это описано у Егоровой. Или все здесь неправда, или фантазия не прошла через горнило того самого литературного дара, который пробился на свет после того, как Миронов женился на Певунье: "он растрачивал свой блистательный Божий дар, трепал его в концертах, зарабатывая деньги, а я сконцентрировалась на даре литературном".

Некоторая излишняя серьезность к себе часто подводит то ли автора, то ли героиню. Все, что к ней обращено, - воспринимается чересчур всерьез, что от нее исходит - может быть и так, и эдак. Подробно она приводит в книге все письма Миронова к ней, адресованные в Гагры и написанные во время отпуска. Первое, второе, третье. "На обратной стороне конверта вопль в форме шутки: "Жду ответа, как луна ждет ракету". А почему не шутка в форме вопля?!

С какого-то места повествование неотступно напоминает какую-то классическую историю. Напав на очередное "фэ" - из жизни во время пражских гастролей: "Артисты варят в номерах гостиницы на плитках омерзительные супы из пакетиков, а на сэкономленные деньги бегут в магазин - прикрыть голые задницы", обращаешь внимание на то, что это - о них, а не о себе. Они варят омерзительные супы и бегут прикрыть голые задницы, а она, героиня, в следующем абзаце стоит "с прямой спиной, улыбаюсь всем, в новомодном джинсовом длинном костюме - юбка-банан, на ногах элегантные черные замшевые сапожки на тонком каблуке. В руках хрустальный бокал с коньяком". Оставим на художественной совести автора "бокал с коньяком", но, право, не вяжется этот новомодный костюм с прежде высказанным презрением к чужому желанию прикрыть голые задницы. Это презрение вызывает из памяти Ивана Александровича Хлестакова. Юрий Лотман очень верно заметил во вранье Хлестакова доминантное чувство презрения к самому себе, которое завравшийся Хлестаков с фельдмаршальских высот изливает на неких столоначальников и писаришек, по сути же - на самого себя. Подобного "вранья" в книге Егоровой много.

Много - про климакс. То родная мама "взрывалась в своей женской перестройке", то другая, Миронова: "ей было 55 лет, и наша любовь тоже попала в особый период ее перестройки", "и мы с Андрюшей горели в ее перестроечных гормонах". Заглядываю в конец книги, где приведены скупые строки ее биографии, по всему выходит, что самой Егоровой в этом году - 55.

Много - о своих заслугах. Это она заставила Миронова расписаться с Певуньей, она обратила внимание Эфроса на Миронова, и т.д.

Можно сказать еще, что книга распадается на две части - до смерти Миронова и после. До - непрерывный и злобный рассказ, после - клочки воспоминаний, с большими перерывами, записи, наскоро сделанные в блокноте или дневнике и не соединенные в единое повествование. Много мистики - полетов с Мироновым на другие планеты, вытаптывание снега то ли во сне, то ли наяву. Много - про церковь, Бога, про Россию: "Господи, что стало с Россией? Какая бедная церковь!" Как всегда у русских, язычество и христианство предстают в неразрывной и запутанной связи.

В конце книги, там, где на всякий случай написали про недостоверность списка "действующих лиц и исполнителей", значится длинный номер некоего "гигиенического сертификата". Но по моему обыкновенному счету - человеческим гигиеническим нормам эта книга не соответствует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1883
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
900
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4501
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3495

Другие новости