0
721
Газета История Печатная версия

19.05.2020 16:04:00

Как империя установила в церкви единомыслие

О некоторых политических последствиях Никейского собора

Тэги: император константин, вселенский собор, никея, турция, восточная империя, папа римский, патриарх, христианство, ересь, арианство, церковь


8-16-3350.jpg
Пока император Константин не выступил
в роли арбитра, богословам не удавалось
достичь согласия. Василий Суриков. Первый
Вселенский Никейский Собор. 1877. ГТГ
В IV веке только благодаря вмешательству государственной власти не разделенное тогда на западную и восточную ветви христианство смогло преодолеть распри и выработать единое учение. 20 мая 325 года по указу римского императора Константина Великого в Никее (ныне турецкий город Изник) был созван I Вселенский собор. Это было первое в истории христианства собрание епископов из разных частей мира, ведущую роль в котором сыграл непосредственно император. До того духовные пастыри собирались тайно, в страхе перед властями языческой империи, но в катакомбах последователи Христа не могли достичь между собой согласия. Константин все изменил.

Формальным поводом для созыва Собора стала ересь пресвитера Ария, которая возникла и стала достаточно быстро распространяться после подписания Константином Миланского эдикта в 313 году – документа, положившего конец гонениям на христианство и провозглашавшего религиозную терпимость на всей территории Римской империи. Арий и его последователи утверждали, что Иисус Христос сам был первым творением Бога-Отца и неединосущен ему. Часть церквей подхватили это учение, а часть – выступили против, что грозило расколом. Одним из оппонентов Ария выступил его же учитель епископ Александр Александрийский. Он обвинил Ария в богохульстве, провозглашая божественность Христа и его единосущность Богу-Отцу.

Горячий диспут двух богословов затронул весь христианский мир и дошел до императора Константина. Тот лично вступил в переписку со спорщиками. Однако не искушенный в богословии император так и не смог самостоятельно разобраться в вопросе и вначале предложил сторонам просто примириться: «Итак, возвратите мне мирные дни и спокойные ночи, чтобы и я наконец нашел утешение в чистом свете, отраду в безмятежной жизни». Когда же стало понятно, что примирение сторон невозможно, император решил вынести спор на соборное обсуждение.

I Вселенский, или Никейский, собор длился более двух месяцев. Число его участников историками определяется по-разному. Кто-то называл цифру в 250 епископов, кто-то – в 318. К тому же, по утверждению очевидцев тех событий, несмотря на то что в западной части империи было порядка 800 епископских кафедр, она была представлена минимально: по одному епископу из Испании, Галлии (сегодня территория Франции), Африки, Калабрии. Папа Римский Сильвестр отказался лично принимать участие в Соборе и направил легатов, двух пресвитеров. Несмотря на то что ариане на собрании были в меньшинстве – не более 20 епископов, простыми отсылками на Священное Писание опровергнуть их учение не удалось. Тогда-то Константин предложил принять единый для всех христиан тезис, добавив «единосущен Отцу» к характеристике Сына. Отныне благодаря императору Сын и Отец официально стали почитаться единой божественной сущностью. Этот постулат обрел статус Никейского символа веры и был утвержден в качестве такового 19 июня 325 года. Все, кто воспротивился ему, в том числе и арианские епископы, были объявлены еретиками и отлучены от церкви. Книги Ария были в тот же день сожжены.

Помимо прочего в ходе Собора было принято 20 канонов церковного управления и дисциплины, а также решен вопрос о дне празднования Пасхи. До этого торжество Воскресения Господня в восточных церквах отмечалось одновременно с иудейской Пасхой. Постановление Никейского собора гласило: «Все восточные братья, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать ее согласно с римлянами». Один из ранних отцов церкви Епифаний Кипрский пояснял: в определении дня празднования Пасхи в соответствии с постановлением I Вселенского собора следует руководствоваться тремя факторами: полнолунием, равноденствием, воскресением. По мнению многих богословов, это ознаменовало окончательное размежевание христианства и иудаизма.

Не все участники Собора были довольны вмешательством императора в богословские сферы. Однако Константин безапелляционно заявил: «Вы – епископы внутренних дел церкви, я – поставленный от Бога епископ внешних дел». Вплоть до своей кончины в 337 году он позволял себе достаточно грубо вмешиваться в дела церкви.

Впрочем, в свете всего вышеописанного любопытно другое. Сам император принял христианство только на смертном одре. А крестил его... близкий друг и сподвижник Ария архиепископ Евсевий Никомедийский. Ария же Константин реабилитировал еще в 328 году по просьбе своей сестры Флавии Юлии Констанции, которая сочувствовала ниспроверженному проповеднику.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От Хафтара отвернулись союзники

От Хафтара отвернулись союзники

Игорь Субботин

ОАЭ и Египет не могут простить фельдмаршалу поражений

0
24281
Трамп намерен выдавить Россию и Китай с оружейного рынка

Трамп намерен выдавить Россию и Китай с оружейного рынка

Владимир Мухин

США увеличит объем продаваемой оборонной продукции, упростив утверждение военных контрактов с зарубежными странами

0
1679
Патриарх Кирилл продолжает чистку среди своих выдвиженцев

Патриарх Кирилл продолжает чистку среди своих выдвиженцев

Андрей Мельников

Интернет-скандалы вынудили главу РПЦ отдать двух молодых епископов под суд

0
9461
Зараза отступает не перед верой, а перед карантином

Зараза отступает не перед верой, а перед карантином

Милена Фаустова

Российское духовенство считает свои потери от коронавирусной инфекции

0
3926

Другие новости

Загрузка...
24smi.org