0
1250
Газета Кино Печатная версия

06.07.2012

Шире шаг, маэстро!

Тэги: карен шахназаров


карен шахназаров Есть повод радоваться. Юбиляр Шахназаров.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

В воскресенье отпразднует юбилей Карен Шахназаров – режиссер, народный артист РФ, директор легендарной киностудии «Мосфильм». Редко в ком так совершенно сочетаются творец и менеджер.

Сегодня Шахназаров не только мэтр-юбиляр, чье шестидесятилетие начали справлять уже на июньском «Кинотавре», но и автор одного из главных фильмов года. В последнее время выходит немало фильмов о Второй мировой, и почти о каждом приходится писать: декорация, огламуренная экранная среда, мало общего имеющая с тяжкими реалиями той эпохи. На этом фоне «Белый Тигр» Карена Шахназарова – пример уважения к исторической правде. «Мне необходимо было насытить картину лицами, хотя бы близкими к лицам той эпохи, – рассказывал режиссер. – Когда смотришь на лица 40-х, понимаешь: это была другая нация… Мы искали лица везде. На кастинг приходили люди с улицы: инженеры, рабочие, бизнесмены». Труды оправдали себя. Равно как и по части костюмов, фактур не возникает ни разу досадного ощущения случайности. Тем больше «работает» в фильме мистическая история противостояния советского военного и немецкого танка-фантома по прозвищу Белый Тигр.

Кстати, Шахназаров собирался поступать на художественный факультет ВГИКа, но за неимением обязательного среднего художественного образования сдал документы на режиссерское отделение. И… прошел. После окончания института начался путь от ассистента режиссера на киностудии «Мосфильм» до кресла генерального директора этого крупного концерна.

Первой самостоятельной картиной Шахназарова в 1975 году стала дипломная короткометражка «Шире шаг, маэстро!» по одноименному рассказу Шукшина. Недавно мы увидели ее на «Кинотавре», в ходе церемонии открытия, – так чествовали первого лауреата фестиваля (в Сочи Шахназарову вручили приз «За вклад в киноискусство»). Мастер сам очень волновался перед показом – не видел фильм со вгиковских времен.

Только через четыре года после дипломного фильма Карен Георгиевич снял первый «взрослый» фильм. Это была лента «Добряки», которая была оценена коллегами-кинематографистами, но в прокате провалилась. А в роли сценариста Шахназаров дебютировал в 1980-м как соавтор Александра Бородянского. Вместе они написали сценарий к фильму «Дамы приглашают кавалеров» и с тех пор продолжают сотрудничать. Они оба подпадают под критерии, сформулированные как-то Шахназаровым для представителей режиссерского цеха: «Режиссура – это вопрос высочайшей культуры, личной культуры. Это колоссальная эрудиция во всех областях. Надо знать живопись, литературу, музыку». Дуэт Бородянского и Шахназарова – один из самых крепких и плодотворных в кино 80-х, 90-х, нулевых и нынешних. Их «перу» принадлежит неувядающий хит «Мы из джаза». Вместе они сочиняли ставшие знаковыми «перестроечные» фильмы «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца». Потом были таинственные, хитро сплетенные «Дни полнолуния», пышные, театральные «Яды». В 2009-м была поразительная «Палата № 6», в которой действие чеховского рассказа было перенесено в наши дни. Сценарий по роману Ильи Бояшова про мистическую дуэль советского солдата и немецкого танка тоже писали вдвоем.

Получив на «Кинотавре» приз за вклад, Карен Шахназаров пошутил: это первый звоночек к тому, что пора задуматься об уходе на творческую пенсию. Юмор и спокойное чувство правды жизни как никому присущи сегодняшнему юбиляру. Но, думается, что у устроителей фестиваля (как, впрочем, и у всех других людей кино) и в мыслях не было ничего подобного. Поздравляли искренне, что и мы сегодня делаем.

«НГ»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org