0
3039
Газета Кино Печатная версия

02.02.2015 00:01:00

Ангелы и одиночество

В Нидерландах подвели итоги 44-го Роттердамского кинофестиваля

Тэги: кино, роттердам, кинофестиваль, роттердамский кинофестиваль


кино, роттердам, кинофестиваль, роттердамский кинофестиваль Вид на целый мир. Кадр из фильма «Проект века»

Хотя российского кино в этом году в основном конкурсе Роттердама не было, Россия здесь на каждом шагу. Фестиваль начался с оглашения заявления Европейской киноакадемии, требующей освободить Олега Сенцова. Это уже второе заявление – первое последовало в мае, вскоре после задержания Сенцова. Закончился же фестиваль масштабным присутствием группы Pussy Riot. Сначала Надежда Толоконникова и Мария Алехина встретились с фестивальной публикой, которая засыпала их вопросами о ситуации с правами человека в России. Затем показали двухлетней давности фильм «Пусси против Путина», потом – большой отрывок из второй части фильма, после чего перешли к концерту. Чрезвычайно эмоциональная реакция зала сводилась к смеху в самых неожиданных местах, сменяясь возмущенными «ах!» в сценах расправ с пуссями казаками и иными мракобесами.

По фестивальным фильмам рассыпано множество упоминаний о России – в самом разном контексте. Например, один из фильмов, получивших главную награду, – Hivos Tiger Award, кубинский «Проект века» рассказывает о заброшенном кубинском городке, где 30 лет назад СССР начал возводить атомную станцию. Потом распался Советский Союз, строительство прекратили, и несколько тысяч жителей остались без работы и без надежды. Но до сих пор их любимое воспоминание – о великом СССР, их герой – Гагарин, а любимый тост – «Поехали!». В некоторых фильмах опять появляется Россия как опасный сосед, а в некоторых – нелепые русские эмигранты, поющие про березки.

Интересно, что два российских фильма, показанных в рамках фестиваля – «Ангелы революции» Алексея Федорченко и «Дуракам тут не место» Олега Мавроматти, – были отобраны в программу «Ежедневная пропаганда». Символично. Герои «Ангелов революции», четверо друзей-авангардистов – поэт, актер, художник и композитор – под предводительством боевой дамы Полины отправляются по заданию правительства в ненецкую тундру с идеями революционной культуры наперевес. Надо ли объяснять, что столкновение двух культур – авангардистской и древней шаманской – кончается трагически?

Другой фильм снят известным российским художником-акционистом, продюсером самого, наверное, скандального российского фильма «Зеленый слоник», Олегом Мавроматти. Герой картины – видеоблогер Сергий Астахов (именно Сергий – так он себя называет), человек с нездоровой психикой, каждый день выкладывает в YouTube свои бессмысленные ролики. В них он то поет осанну «Шоколаднице», то детально знакомит зрителей с яичницей, которую в этот момент жарит, то признается в гомосексуализме, то излагает свои религиозные убеждения вроде «Ислам – основа православия, православие состоит из ислама и иудаизма». Все ролики взяты авторами из YouTube – в фильме нет ни одного «самостоятельного» кадра. Поначалу кажется – бред. Но чем дальше, тем острее чувствуешь, что этот бред – квинтэссенция нашей родной кафкианской действительности.

Еще интереснее оказалось обсуждение фильма со зрителями – политически подкованный западный зритель увидел в картине политический подтекст, установку на борьбу секс-меньшинств с ненавидящей их российской властью. А героя готов был приписать к разряду политических мучеников. Что неожиданно, но показательно.

Еще один русскоязычный режиссер, Сергей Лозница, живущий сейчас в Германии, представил короткометражку «Старое еврейское кладбище», снятую в Риге. Строго говоря, кладбища в фильме нет – есть место в Риге, где кладбище когда-то было, но советская власть с ее короткой памятью стерла его, разбила вместо него парк, построила дома. А люди, что гуляют среди редких остатков памятников, совершенно не готовы усомниться в справедливом течении жизни поверх смерти.

Возможно, выбор жюри в этом году не бесспорен – в Роттердаме бывала программа и посильнее, и лауреаты бывали покраше. Главная награда ушла сразу к трем картинам – уже упомянутому «Проекту века», тайскому «Очищению» и перуанской «Видеофилии», хотя ни один из них не числился фаворитом среди критиков. Но каждый из этих фильмов так или иначе – об одиночестве человека на фоне цивилизации, о том, что в самые трудные минуты жизни человек все равно один. А если посмотреть повнимательнее – большинство конкурсных фильмов в той или иной форме эксплуатируют эту тему. Наверное, в этом нет ничего удивительного – в конце концов, зачем еще нужно искусство, если не для того, чтобы объяснить человеку: никакая цивилизация не способна украсить твой собственный мир, если твой собственный мир загажен  тобою же.

Роттердам–Москва 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Александр Кибовский уверен, что театральную политику изменит грантовая система

Александр Кибовский уверен, что театральную политику изменит грантовая система

Елизавета Авдошина

0
704
Поклонская и "Матильда" раскололи политическую элиту

Поклонская и "Матильда" раскололи политическую элиту

Андрей Мельников

0
3844
Что скрывает Нью-Йорк

Что скрывает Нью-Йорк

Наталия Григорьева

На фестивале в Ялте показали первые конкурсные фильмы

0
834
У нас

У нас

0
235

Другие новости

24smi.org
Загрузка...