0
5200
Газета Кино Интернет-версия

28.12.2015 00:01:00

Закулисная жизнь Стива Джобса

Тэги: кинопремьера, стив джобс


кинопремьера, стив джобс Стив Джобс (Майкл Фассбендер) за работой и дома. Кадр из фильма

«Стив Джобс» – второй по счету фильм о покойном основателе Apple. Для зрителя у своего предшественника – картины 2013 года, получившей в российском прокате название «Джобс: Империя соблазна», – новый фильм выигрывает уже формально. Вместо Эштона Катчера главную роль здесь играет в высшей степени востребованный (заслуженно!) Майкл Фассбендер, в режиссерском кресле – автор «Миллионера из трущоб», фильмов «На игле» и «127 часов» Дэнни Бойл. Однако главным в этом проекте является сценарист Аарон Соркин, до этого уже поработавший над биографией другого IT-гения, Марка Цукерберга, в фильме «Социальная сеть», а здесь полностью взявшим управление на себя.

Написанная Соркиным (по биографическому роману Уолтера Айзексона) трехактная пьеса – по-другому этот, как ни странно, предельно камерный фильм, не назовешь – разворачивается за кулисами трех важнейших презентаций в истории Apple и в жизни Джобса. «Макинтоша» в 1984 году, компьютера NeXT в 1988-м и, наконец, вершины совершенства – iMac в 1998-м. За считаные минуты до выхода героя на сцену в подсобных помещениях разворачиваются три драмы – похожие одна на другую, с одними и теми же действующими лицами и декорациями, многословные и монотонные, а оттого завораживающие. «Будто за пять минут до каждой презентации все напиваются и говорят мне то, что думают», – вербализирует общие ощущения герой Фассбендера ближе к концу фильма. В течение двух часов экранного времени Джобс словесно сражается с разработчиками, не успевшими научить компьютер говорить («У вас на это было три недели. Мир был создан за треть этого времени»), с бывшей женой и дочерью, которую не признает своей, с журналистами, советом директоров, с главой отдела маркетинга, соратником и миротворцем Джоанной Хоффман (Кейт Уинслет), с лучшим другом и соавтором первых компьютеров Apple Стивом Возняком (Сет Роген). Последний тщетно пытается убедить Джобса в том, что компьютер – не произведение искусства, а если и так, то сам он никак не художник и не музыкант, потому что в жизни не написал ни одного кода. Тот в ответ бросает метафору, которую впору делать слоганом фильма и всей жизни Джобса: «Музыканты играют на инструментах. Я управляю оркестром».

Создатели фильма возводят злодейство Джобса в абсолют – не щадит ни женщин, ни детей, – но не открывают этим Америку. О непростом характере создателя Apple не знает только ленивый. Гораздо важнее в этом смысле трансформация, которая происходит с героем за 10 с лишним лет, показанных на экране. От человека, кричащего в первых сценах почти в лицо маленькой девочке: «Она не моя дочь», – до отца, пытающегося искупить свою вину изобретением iPod в финале. И то, и другое, и все, что между, филигранно сыграно Майклом Фассбендером, который здесь срастается с персонажем и внешне, и внутренне. Показывая не видимые никому изменения в человеке, который верен самому себе, как никто другой.

Но все это лирика, обязательная для большого зрительского кино, относящаяся скорее к сфере интересов Дэнни Бойла и блестяще собранной им актерской команды. Стоит ли говорить о том, как убедительна в своей роли Кейт Уинслет и как неожиданно раскрывается в драматической ипостаси комик Сет Роген? И Бойл, и актеры, если следовать логике самого Джобса, – мастера-музыканты, в совершенстве владеющие данными им инструментами. Управляет оркестром тем не менее Соркин, а потому форма неизбежно побеждает содержание. И именно за филигранно выстроенной структурой и диалогами, где, конечно, ни слова в простоте, но и ни слова в пустоту, стоит идти в кино.

Под эту форму подстраивается содержание. Перед нами в прямом смысле закулисная жизнь Джобса, которая заканчивается с выходом на сцену. Также и Соркин в каком-то смысле выворачивает наизнанку процесс создания фильма, показывая в первую очередь ту работу, которая обычно остается за кадром. Работу с текстом, с его структурой, с его языком, с символическим рядом, с игрой слов и метафор. Непростая и утомительная работа, далекая от развлекательной функции кино. Заскучать перед экраном за два часа несложно, но в этом стоит винить не сценариста, а скорее режиссера, которому этот материал, кажется, все же не по зубам – ему здесь, оказывается, негде развернуться, и он теряется в бесконечных лингвистических диалогах-упражнениях и в классических соркиновских мизансценах с говорящими на ходу людьми. Мизансценах, внутри которых творится история – и реальная, и, безусловно, кинематографическая.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1195
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
610
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3309
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2598

Другие новости