0
6508
Газета Кино Интернет-версия

01.08.2018 12:55:00

Жар смелых. Погиб документалист Александр Расторгуев

Тэги: расторгуев, режиссер, убийство, цар, документалистика


juri29_t.jpg
Фото с официального сайта премии "Лавровая ветвь" /
lavrdoc.ru

Режиссер Александр Расторгуев, журналист Орхан Джемаль и оператор Кирилл Радченко были убиты в Центральноафриканской республике (ЦАР), куда они отправились несколько дней назад для съемок фильма о частной военной компании «Вагнер».

Для документалиста Расторгуева, как и для его коллег, эта командировка была не первой поездкой в горячую точку – одна из ключевых работ в его фильмографии, «Чистый четверг» (2003), посвящена войне в Чечне. Точнее солдатам, судьбам людей, попавших в мясорубку и живущих на грани жизни и смерти. И чем не горячая точка – Россия, охваченная протестным движением в 2011-2013 годах? О ней – совместный документальный проект Александра Расторгуева, Павла Костомарова и Алексея Пивоварова «Срок». Вышедший с подзаголовком «Начало большой истории», снятый, смонтированный, сложенный из множества кадров и интервью, с бескомпромиссной верой в то, что это и правда начало. Что бы ни произошло, «Срок» останется важнейшим документом эпохи, смелой, в духе ее авторов, летописью героев и героизма нашего времени.

Творят историю люди – в каждой работе Расторгуева именно они всегда в центре внимания. Будь то ростовские ребята, которым в руки будто бы попали милицейские камеры и которые снимают свою жизнь – еще один совместный с Костомаровым документальный эксперимент, срежиссированный так, что герои сами пишут «сценарий», а потому непредсказуемый, честный, настоящий. Или «Жар нежных», над которым Расторгуев работал вместе с Виталием Манским, – горькая, местами почти абсурдистская комедия о жизни российского побережья, местом, обитатели которого сегодня участвуют в пляжных оргиях, а завтра – наблюдают за официальным визитом президента в лагерь «Орленок». И там, и там, несмотря ни на что, находится место для здоровой иронии, но, что важно, не перерастающей в цинизм. Кино Расторгуева, наблюдательное и исследовательское, любопытствующее и смелое, снятое с любовью, страстью, сочувствием (будь оно со знаком минус или плюс) к героям, оно рассказывает и показывает – лоскутное, как сама российская действительность, полотно образов и историй. Из которых в итоге получается сложить цельную картину действительности.

Без спекуляций, как и положено истинной документалистике – да и художественному кино не мешало бы поучиться. Именно потому Александра Расторгуева стоит называть режиссером без приставок, определяющих жанр или вид кинематографа, но зато с большой буквы. Такого, который и в этот раз не побоялся отправиться в одно из самых опасных мест в мире – кто, если не он. И получилось бы наверняка большое кино. И неужели больше будет некому.

«НГ» 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Джихад против Китая может начаться при попустительстве "Талибана"

Джихад против Китая может начаться при попустительстве "Талибана"

Андрей Серенко

Убийства граждан КНР ставят под сомнение эффективность афганской стратегии Пекина

0
1771
Швейцарцы проголосовали против налога на сверхбогатство

Швейцарцы проголосовали против налога на сверхбогатство

Надежда Мельникова

Страна предпочла инвестиции борьбе с изменением климата

0
1487
Боевики из Афганистана атакуют китайцев в Таджикистане

Боевики из Афганистана атакуют китайцев в Таджикистане

Владимир Скосырев

За последние дни совершено несколько нападений на граждан КНР

0
4004
От редких монет до терракотовой повозки с бычком

От редких монет до терракотовой повозки с бычком

Марианна Власова

В Москве стартовала выставка "Боги, цари и варвары. Монеты Боспорского царства"

0
1767

Другие новости