0
4006
Газета Кино Печатная версия

14.02.2019 17:29:00

Узнаю брата Колю

В Берлине показали фильм Агнешки Холланд про голодомор – скорее смешной, чем трагический

Тэги: берлинский кинофестиваль, агнешки холланд, голодомор, ссср

Берлинале-2019. Дневник кинофестиваля

33-7-2_t.jpg
Режиссер Агнешка Холланд с актером
Джеймсом Нортоном, исполнившим
главную роль в ее фильме. Фото Reuters
Берлинский фестиваль по праву считается самым политизированным киносмотром мира. Конкурс «следит» за актуальной повесткой и не обходится без фильмов-манифестов, хотя фокус в основной программе в последние годы смещен в сторону освещения проблем скорее социальных – борьба за права женщин и против сексуального и прочего насилия, – чем напрямую политических. Так что польско-британско-украинский проект «Мистер Джонс» Агнешки Холланд выглядит скорее исключением. Не было сомнений, что история реального журналиста Гарета Джонса, в 30-е годы писавшего о голодоморе в СССР, будет не просто исторической зарисовкой. Получилось, впрочем, и того хуже – развесистая клюква.

Молодой и амбициозный советник по иностранным делам лидера британской оппозиции Дэвида Ллойда Джорджа попадает под сокращение ввиду общего экономического упадка и собственной, по мнению все той же оппозиции, бесполезности. Взяв однажды интервью у Гитлера, Гарет Джонс (Джеймс Нортон) убежден, что войны не избежать – ему никто не верит. Собрав вещи, герой, теперь именующий себя журналистом-фрилансером, отправляется в советское посольство за визой, а оттуда в Москву – брать интервью у Сталина.

kino-t.jpg
Кадр из фильма "Мистер Джонс"
Столица встречает британца во всей красе: пустые серые улицы города, больше похожего на какой-то вымышленный антиутопический мегаполис, кишат милиционерами и сотрудниками секретных служб, приятель Джонса, который и звал его в СССР, оказывается убитым, а на всех находящихся тут иностранных журналистов во главе с будущим лауреатом Пулитцеровской премии Уолтером Дюранти из «Нью-Йорк таймс» (Питер Скарсгаард) будто морок навели. Вместо того чтобы живописать кровавый сталинский режим, они не покидают отель «Метрополь», где по ночам устраивают оргии с джазом, проститутками и морфием. Джонсу подобный декаданс не близок, он приехал за правдой – и, раз уж интервью со Сталиным не светит, всеми правдами и неправдами добивается от министра (наркома) иностранных дел СССР организовать ему пресс-тур по Украине. Дескать, убедиться, что оборонные заводы не стоят и страна к войне готова, а на деле найти доказательства голодомора. Украинская деревня встречает британца еще хуже, чем Москва: на станции на глазах у голодных селян мешки с зерном грузят для отправки в столицу, вокруг снег, безмолвие и трупы, в единственном еще обитаемом доме маленькие (упитанные!) дети доедают брата Колю.

Глянцевая, абсолютно голливудская картинка «Мистера Джонса» – первое, что бросается в глаза и вызывает невольный внутренний протест у всех, кто до просмотра успел ознакомиться если не с синопсисом, то хотя бы с темой фильма. Из недавнего на ум приходит пресловутый запрещенный американский «Номер 44» – с картиной Агнешки Холланд они существуют в одной вселенной, в одном частично выдуманном СССР/России, том самом, где на вопрос «Какие ваши доказательства?» прозвучит классическое «Кокаинум». Вдвойне обидно, что речь в данном случае не о какой-то условной, выдуманной истории про ужасы сталинской эпохи, а про вполне конкретное время и исторический факт – какие бы ни велись споры, вызванный коллективизацией голод в деревнях не только на территории Украины был и остается чудовищной реальностью, с признанием и осознанием которой надо и пора бы уже разбираться. Но, конечно, не такими способами – к сожалению, кроме смеха, как над любой «клюквой», картина не вызывает никаких эмоций.

Очевидно – и вдвойне странно, учитывая участие в проекте Польши и Украины, – что авторы не озаботились созданием в кадре элементарной, на уровне хотя бы декораций, исторической достоверности. И речь даже не об упомянутой опиумной вечеринке (кто его знает?), а об этой несуществующей Москве или же о биографии самого Гарета Джонса, которая не является, как и его статьи, тайной за семью печатями, – зато является куда более трагичной и, если уж на то пошло, кинематографичной, чем показано в «Мистере Джонсе». Будто бы ради красного словца, Холланд добрую половину фильма «морозит» героя посреди каких-то новостроек, которые больше походят на современные московские ландшафты, после чего отправляет в не менее далекую от реальной Украину, где он бродит по заснеженным полям, заглядывает – нет, не в мазанки, а в деревянные коттеджи – и, оторопев от пары увиденных трупов, съедает в один присест все запасы еды, после чего очень быстро переходит сперва на кору с деревьев, а потом и на брата Колю. Впрочем, истерическое чувство голода охватывает героя еще в вагоне поезда – окруженный якобы оголодавшими, для порядка художественно испачканными и одетыми в лохмотья, но вполне здоровыми крестьянами, он, еще недавно обедавший икрой в компании министра, демонстративно поглощает апельсин. Вот уж правда – и смех, и грех.

Смех вызывает, естественно, не история, а то, что масштаб взятой темы обратно пропорционален ее воплощению – и вот это действительно грех. Вместо восстанавливающего историческую справедливость эпоса, которым мог бы стать «Мистер Джонс», получилась глуповатая, кустарная поделка-агитка, вполне соответствующая многим порицаемым всеми современным отечественным фильмам, например, и о войне. И тем более обидно, что в кадре, в качестве своего рода композиционной рамки, присутствуют сцены с писателем Джорджем Оруэллом, работающим над «Скотным двором». Который он написал как раз по мотивам статей реального Гарета Джонса. И лучше один раз прочитать, чем хотя бы один раз посмотреть. 

Берлин


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Коллизии властного транзита

Коллизии властного транзита

Алексей Кива

Россия обновится в интересах народа или получится как всегда?

1
1668
Глобал виллидж Булата

Глобал виллидж Булата

Владимир Соловьев

К 95-летию всенародно любимого поэта и барда Окуджавы

0
2449
Какой же я эстет?

Какой же я эстет?

Андрей Краснящих.

К 100-летию поэта Бориса Слуцкого

0
150
Для чего американцы осваивают ТВД в северной части Тихого океана

Для чего американцы осваивают ТВД в северной части Тихого океана

Александр Шарковский

Пентагон начал крупные межвидовые военные учения на территории Аляски и в акватории одноименного залива

0
1974

Другие новости

Загрузка...
24smi.org