0
260
Газета Экономика Интернет-версия

31.08.2025 12:36:00

От Индии ждут взаимности в нефтяных проектах

Сотрудничество Москвы и Дели может быть более эффективным даже несмотря на санкции

Тэги: индия, нефть, санкции, Ванкорнефть, Роснефть


индия, нефть, санкции, Ванкорнефть, Роснефть Фото Reuters

Ведущие индийские СМИ со ссылкой на руководство крупнейшего государственного предприятия ONGC на днях сообщили, что дивиденды компании от участия в российском проекте «Ванкорнефть» на 350 млн долл. до сих пор заблокированы в России из-за санкционных ограничений. Хотя это не соответствует действительности, заявление заставило экспертов обратить внимание на то, как идет сотрудничество России и Индии. Как полагает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, российская сторона делает все возможное для восстановления бизнес-процессов и сейчас дело – за индийскими партнерами. Пока же, констатирует эксперт, «создается впечатление, что российская сторона пока что ведет эту работу в одностороннем порядке».

Валерий Андрианов напомнил, что опыт сотрудничества России и Индии в нефтегазовой отрасли уходит корнями в 90-е годы XX века и сотрудничество всегда было эффективным. «Накоплен достаточно солидный опыт не просто торговли энергоресурсами, но и реализации совместных проектов, - отмечает эксперт. - Так, дочерняя структура ONGC – компания OVL – владеет 26%-ной долей в ЗАО «Ванкорнефть», которое, в свою очередь, обладает лицензией на разработку Ванкорского и Северо- Ванкорского месторождений. Еще 23,9% в «Ванкорнефти» принадлежит индийскому консорциуму, в который входят Indian Oil Corp., Oil India Limited (OIL) и Bharat Petroresources Ltd. Итого индийским партнерам принадлежит 49,9% в проекте. А его оператором выступает «Роснефть», владеющая 50,1% акций».

Консорциум в составе Indian Oil, OIL и Bharat Petroresources контролирует 29,9%-ную долю в ООО «Таас-Юрях». А в 2001 году ONGC на выгодных условиях приобрела долю в высокодоходном шельфовом проекте «Сахалин-1».

Все это можно считать прекрасным примером взаимовыгодного взаимодействия Москвы и Дели и, как полагает Андрианов, компании ни из одной другой страны не получали настолько широкого доступа к крайне перспективным добычным активам в России. При этом проект приносил хорошую прибыль. В частности, выручка индийской стороны в проекте «Сахалин-1» за прошедшее время составила 4,5 млрд долл., а всего индийские партнеры в проектах с участием «Роснефти» смогли заработать примерно 9 млрд долл., что почти в 2 раза больше объема их инвестиций.

Потому заявление ONGC о дивидендах оказалось странным. В компании отмечают, что верят в разрешение ситуации в ближайшее время. При этом, как обращает внимание Андрианов, до сих пор не решен вопрос с перечислением индийской стороной 600 млн долл. в ликвидационный фонд для участия в проекте «Сахалин-1», возвращенных индийским партнерам банком J.P. Morgan после остановки проекта в одностороннем порядке компанией ExxonMobil.

«Российская сторона уже сделала все возможное для восстановления всех бизнес-процессов. Дело – за индийскими партнерами. Иными словами, было бы, наверное, правильным не раздувать и преувеличивать на радость Вашингтону эффект введенных им санкций, а спокойно и взвешенно заниматься поиском способов их преодоления. Но создается впечатление, что российская сторона пока что ведет эту работу в одностороннем порядке», - пишет Валерий Андрианов в своей колонке в «Ведомостях».

В августе 2024 году «Роснефть» сообщала одному из индийских изданий, что «неукоснительно осуществляет выплаты акционерам, долги по дивидендам отсутствуют», а на счета индийских партнеров «перечислены соответствующие средства, которыми они могут распоряжаться». Также представители крупнейшей нефтяной компании РФ сообщили, что вопрос перевода дивидендных выплат в Сингапур, в котором зарегистрированы компании ONGC, а далее и в юрисдикцию Индии нужно переадресовать индийской стороне.

Комментировался и вопрос возврата партнеров в «Сахалин-1». «Право на участие ONGC в проекте «Сахалин-1» не подлежит сомнению и будет переоформлено после исполнения необходимой процедуры, предполагающей формирование ликвидационного фонда на территории Российской Федерации», - отмечали в «Роснефти». При этом компания делала все от нее зависящее, чтобы помочь индийским партнерам решить эту проблему.

Как пишет Андрианов, она способствовала снятию ограничений по банку, в который должны быть перечислены средства ликвидационного фонда. «Роснефть» также разъяснила ONGC дальнейший порядок действий, и индийская сторона поблагодарила за содействие.

Более того, для скорейшего перечисления средств ликвидационного фонда индийским партнерам были предложены разные варианты. Например, «Роснефть» поддержала возможность использования для этих целей дивидендов, начисленных индийским государственным компаниям от участия в проектах «Ванкорнефть» и «Таас-Юрях». Как подчеркивает Андрианов, с 2022 года эти средства поступают на соответствующие счета индийских партнеров в России и в РФ ими можно распоряжаться без ограничений. К сегодняшнему дню индийским компаниям перечислено на эти счета 361,9 млн долл. В «Роснефти» полагают, что их можно было бы использовать в том числе для формирования ликвидационного фонда по проекту «Сахалин-1».

Андрианов напоминает, что ONGC не раз поднимала вопрос о переводе средств ликвидационного фонда в рублях и определении порядка подтверждения суммы на дату платежа, подлежащей перечислению. И российский партнер подержал это стремление. Эксперт отмечает, что «Роснефть» провела соответствующую работу с властями РФ, были подготовлены необходимые поправки в законодательные акты. Но за год к условиям возвращения, кроме перечисления средств ликвидационного фонда, в соответствии с недавно опубликованными изменениями в указ президента России № 723 добавилось еще несколько пунктов: предоставление гарантий поставок оборудования и запчастей иностранного производства и совершение действий по отмене незаконных санкционных ограничений, негативно влияющих на проект «Сахалин-1».

«К сожалению, насколько известно из осведомленных источников, ONGC пока ничего не сделала по двум упомянутым новым пунктам», - подчеркивает Андрианов.

При этом «Роснефть», как пишет Андрианов, активно учитывает интересы индийский партнеров и в случае с проектом «Ванкорнефть». Сейчас доля в нем принадлежит дочке ONGC, зарегистрированной в Сингапуре. Но решением властей России введены ограничения для иностранных акционеров, зарегистрированных на территории иностранных государств, исполняющих санкции в отношении РФ, а Сингапур входит в их список. Эксперт, со ссылкой на источники, знакомые с темой, пишет, что ONGC инициировала передачу акций АО «Ванкорнефть» своей индийской дочерней компании. И хотя «Роснефть» полностью поддержала эту инициативу, пор индийская компания но до сих не предприняла конкретных шагов для того, чтобы она была реализована.


Читайте также


Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
2637
Американок лишат бриллиантов, а индийцев – работы

Американок лишат бриллиантов, а индийцев – работы

Владимир Скосырев

Вашингтон начал тарифную войну с Дели

0
1960
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин и лидеры стран ШОС утвердят стратегию развития организации на ближайшие 10 лет

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин и лидеры стран ШОС утвердят стратегию развития организации на ближайшие 10 лет

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.08.25

0
2483
Пилоты LADA Sport ROSNEFT получили новый кубок

Пилоты LADA Sport ROSNEFT получили новый кубок

Татьяна Астафьева

Команда первенствовала на пятом этапе Российской серии кольцевых гонок

0
1408

Другие новости