Фото сайта sectsco.org
Открывающийся в воскресенье, 31 августа, в Тяньцзине, что на северо-востоке Китая, саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) станет наиболее масштабным мероприятием с момента ее основания в 2001 году. В нем примут участие лидеры более 20 государств, включая президента РФ Владимира Путина, а также руководители 10 международных организаций.
По словам хозяина саммита, председателя КНР Си Цзиньпина, почти за четверть века существования ШОС следовала принципам, заложенным в «Шанхайском духе», и становилась все более зрелой и влиятельной организацией, демонстрируя при этом способность к выживанию.
Изначально главными целями ШОС были обеспечение региональной безопасности и решение приграничных вопросов. Деятельность была сосредоточена на борьбе «против трех зол» – терроризма, экстремизма и сепаратизма.
Со временем ШОС расширила свои функции, адаптируясь к изменяющимся внешним условиям. А саммиты ШОС стали местом общения руководства 10 стран-участниц, а также двух стран-наблюдателей и 14 стран – партнеров по диалогу, что предоставляет широкие возможности для личного обмена мнениями их лидеров.
На предстоящей встрече они займутся поисками наиболее эффективной модели сотрудничества. Наряду с укреплением связей в сфере безопасности ключевыми темами обсуждения анонсированы вопросы поддержки многосторонней торговой системы, цифровая экономика, научно-технические инновации, создание Банка развития ШОС и других инструментов финансовой поддержки. Ожидается, что лидеры примут более 20 документов, в том числе Тяньцзинскую декларацию, и утвердят Стратегию развития ШОС до 2035 года. Опыт разработки такого документа имеется: первая стратегия была принята в 2015 году. Правда, 10 лет назад это был взгляд шести государств на перспективы совместного развития. Сейчас ШОС превратилась в крупнейшую в мире трансрегиональную организацию с самой большой численностью населения в мире, многогранным экономическим потенциалом и с географическим ареалом, простирающимся от Южной Азии до Ближнего Востока и Европы. В силу этого новая стратегия на предстоящий 10-летний период будет ориентироваться на защиту интересов стабильного развития «Большой Евразии» и станет ответом на глубокие изменения в глобальной геополитической системе.
Вместе с тем каждая волна расширения приносила ШОС не только новые возможности, но и перестройку баланса сил и интересов, как и внутренние вызовы, требующие согласованных решений. Так, присоединение в 2017 году к ШОС обладающих ядерным оружием Индии и Пакистана, с одной стороны, усилило ее роль на мировой арене, а с другой – вызвало необходимость полюбовно разрешать внутриблоковые конфликты. Что пока получается не всегда.
В частности, Индия провозгласила принцип «нулевой терпимости» к терроризму, призвав обвинить Пакистан в организации совершенного в апреле теракта в Кашмире, в результате которого погибли 26 человек. Она отказалась подписывать совместную декларацию по итогам июньской встречи министров обороны ШОС в китайском Циндао. Дели не устроила формулировка, не упоминавшая теракт в Кашмире, однако содержавшая упоминания об инцидентах в пакистанской провинции Белуджистан.
Конечно, участие в ШОС стран с собственными, иногда расходящимися приоритетами усложняет поиск консенсуса и формирование повестки. Неслучайно лидеры подчеркивают важность «мирного урегулирования различий».
Как отмечают в китайском МИД, Пекин стремится укрепить «Шанхайский дух», снять имеющиеся противоречия между ее участниками. И тем самым вывести ШОС на новый уровень, обеспечив ее сплоченность и эффективность. Россия крайне заинтересована в этом, так как ШОС способна стать одной из опор многополярного мира.