Фото Дмитрия Белицкого / Агентство «Москва»
Нечасто бывает, чтобы художественная выставка проходила по разряду больше политических, чем культурных событий. А уж внешнеполитических – так вовсе почти никогда. Прошедшая на минувшей неделе во Всероссийском музее декоративного искусства художественная выставка КНДР «Страна великого народа» относится к числу этих немногих исключений.
Еще совсем недавно северокорейское искусство относилось к числу, скажем так, зрелищ на любителя. Тот, кто родом из перестройки и ранних 90-х, смутно мог припомнить журнал «Корея» (говорят, среди его преданных читателей был актер Зиновий Гердт), если не по его текстам, то по песне Егора Летова: «Я купил журнал «Корея» – там тоже хорошо». Или по другой, менее известной «Песне о китайском народном добровольце» этого музыканта, написанной о Корейской войне на стихи северокорейского поэта: «К нам он шел, тот китаец молодой, шел наш брат, чтоб в сраженье нам помочь. Чтоб помочь нам справиться с бедой – гнать американцев прочь».
Теперь времена изменились. Интерес к северокорейским реалиям ныне не для рокера-нонконформиста и хихикающего либерала. Все серьезно. Северная Корея – союзник России, единственная страна, которая прямо и официально поддержала позицию РФ и словом, и делом, послав своих солдат отбивать Курскую область.
![]() |
Фото Дмитрия Белицкого / Агентство «Москва» |
«Кровожадные американские изверги» – так называется картина художника Ли Гён Ира. На ней – маленькая девочка в трогательной матроске в слезах тянется к скрипке. А над девочкой замахнул топор злобно ухмыляющийся солдат с нашивкой US. Army на форме и перстнями на толстых руках. На картине «Не забудь злодеяния американских империалистов» тоже ребенок – плачет средь пожарищ над телом убитой мамы.
![]() |
Фото Дмитрия Белицкого / Агентство «Москва» |
Напрашивается, конечно, сравнение этого северокорейского стиля с советским соцреализмом, особенно в его сталинском изводе. Похожи даже сюжеты, разве что природа другая и вместо проспектов Ленинграда и советских индустриальных центров – улицы Пхеньяна и прочих северокорейских городов. Но есть сюжет, который с советским наследием не стыкуется никак. Ракеты. Пуск ракеты. Ракета на параде. Ракета, красиво взлетающая в предрассветной тиши. Ракета, взлетающая на фоне отходящего поезда с паровозом. Даже ракета в газете, которую бабушка показывает своему внуку. Чувствуется, что ценят в Северной Корее свою ракетно-ядерную программу. Куда больше, чем свои ракеты любили в СССР.
И еще наблюдение: на выставке было многолюдно. Не тысячи человек, конечно, но не столько, сколько я рассчитывал увидеть. Северокорейский, видимо, охранник, отказывающийся фотографироваться, говорил уходящим посетителям на ломаном русском: «Приходите еще». И они часто отвечали: «Придем».