Гендиректор НГХМ Роман Жукарин, директор ЕМИИ Никита Корытин, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ Виктория Маркова и директор ГМИИ Ольга Галактионова (слева направо) рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются в регионах при изучении и реставрации произведений искусства. Фото автора
Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина дал старт проекту «Автор неизвестен», цель которого – наладить в стране в условиях острейшего дефицита специалистов межмузейный обмен экспертными знаниями и иными ресурсами для изучения фондов региональных музеев и проведения реставрации хранящихся там шедевров западноевропейского искусства. До 50% коллекций региональных музеев либо атрибутированы неправильно и неполно, либо не атрибутированы. Это затрудняет их изучение, популяризацию и в принципе спасение. В рамках проекта планируется создать онлайн-карту шедевров художественных музеев России и провести в 2027 году масштабную межрегиональную выставку.
Национальный межмузейный проект «Автор неизвестен», по мнению его инициаторов – Пушкинского музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ) и Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ), – может стать на ближайшие годы одной из самых важных научно-практических инициатив. О старте проекта было объявлено в конце минувшей недели на пресс-конференции в ГМИИ.
Проблема недостаточной изученности региональных фондов – прежде всего западноевропейского искусства – назревала давно. «До 50% коллекций региональных музеев либо неправильно атрибутированы, либо плохо атрибутированы, либо не атрибутированы вообще. Мы не знаем ни автора, ни, например, чей это портрет, иногда не знаем периода создания, а иногда и школу-то не знаем. Очень много информационных лакун», – сообщил директор ЕМИИ Никита Корытин.
«На сегодняшний день «автор неизвестен» стоит, к сожалению, наверное, на 45% работ из нашей коллекции западноевропейского искусства», – подтвердил гендиректор НГХМ Роман Жукарин.
Другими словами, даже сами сотрудники музеев порой до конца не осведомлены о том, какие именно без преувеличения сокровища могут храниться в разных городах страны, а не только в двух столицах.
Научный куратор проекта, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова провела небольшой экскурс в историю, напомнив, что в начале ХХ века, в послереволюционный период массовой национализации, не только по двум столицам, но и по региональным музеям были перераспределены и частные коллекции, переставшие на тот момент быть частными, и императорские собрания. Инвентаризация при перераспределении проводилась не лучшим образом. Помимо этого в регионах были свои знаковые собиратели искусства. Также важный феномен – усадебные коллекции.
Еще один аспект: музеи способны экспонировать лишь малую часть фондов – от 2–3% в случае крупнейших институций мира и до 7–9% в случае региональных музеев. Остальное, как пояснил Корытин, находится в запасниках. И некоторые шедевры, хранящиеся в региональных музеях, уже настолько в критическом состоянии, что спасать и реставрировать их необходимо было еще вчера, но для этого не хватало ни специалистов, ни ресурсов.
С точки зрения многих посетителей, бизнеса, готового выступать спонсором, да и порой государственных ведомств, главная функция музеев – проведение бесконечной череды выставок, желательно, конечно, блокбастеров, а также – чуть ли не по остаточному принципу – содержание в приемлемом состоянии постоянной экспозиции.
Но для полноценной работы музея важна связка сразу трех направлений деятельности – сохранение, изучение и просвещение. И без обеспечения должной сохранности произведений, без научной базы и многолетних исследований, без трудозатратной реставрации – без всего этого проведение выставок, сделанных не для галочки и позволяющих шире раскрыть коллекции, тоже становится проблемой.
Виктория Маркова обратила внимание на то, что при кажущейся, возможно, второстепенности задачи (зачем изучать и показывать западноевропейское искусство, когда надо разобраться с отечественным?), на самом деле это, по ее мнению, именно «патриотический долг перед историей и перед культурой нашей страны». Без учета таких произведений российская культура начиная с XVIII века и далее оказывается не только не полной, она лишена одного из главных своих элементов.
В качестве примера Маркова привела поэзию Александра Пушкина: «Он не выезжал за пределы России. И он узнал о Рафаэле по тем произведениям, которые были в России. И эту любовь к Рафаэлю, произрастающую из произведений из российских собраний, он передал нам в своих знаменитых стихотворениях».
Проект «Автор неизвестен» должен стать «структурной основой» для взаимодействия музеев России независимо от их размера и местоположения: он обеспечит обмен научными знаниями, опытом и позволит институциям ощутить себя частью общего целого – профессионального сообщества в масштабах страны.
Как рассчитывают инициаторы, проект «Автор неизвестен» долгосрочный, речь идет о периоде ближайших 10 лет. Предполагается проведение ежегодных очных сессий, стажировок, онлайн-консультаций, специализированных семинаров. Первый шаг сделан. В октябре этого года в Екатеринбурге (в ЕМИИ) состоялся семинар с участием почти 20 музеев. Следующий семинар пройдет зимой на площадке НГХМ. Планируется, что подобные встречи будут происходить дважды в год.
Начинания не ограничиваются благими намерениями – ожидаются конкретные результаты. Во-первых, в ГМИИ на 2027 год запланировано проведение межрегиональной межмузейной выставки, которая, отметим, потенциально способна стать сенсационной. К выставке будет выпущен каталог – промежуточный итог совместных изысканий. В процессе подготовки будет решаться и «очень непростая задача» реставрации уникальных памятников. Во-вторых, в планах ГМИИ создание большой онлайн-карты шедевров художественных музеев России. Такие переговоры уже ведутся с Институтом развития интернета.
По словам инициаторов проекта, планы со временем могут уточняться и совершенствоваться. Однако, отметим, со стороны очевидно, что уже сейчас остро стоит вопрос не только об обмене научными знаниями, но и о финансовом обеспечении: та же реставрация – задача дорогостоящая, особенно для региональных музеев. И возможно, проект мог бы стать площадкой в том числе для привлечения внимания потенциальных инвесторов к проблемам сохранения и изучения памятников.
«Про деньги – это ко мне, – сказала «НГ» директор ГМИИ Ольга Галактионова, отвечая на соответствующий вопрос. – Конечно, очень важно финансировать. Поиск средств – повседневная работа административной части музея. Потому что мы ищем средства не только на выставочные проекты, но и в большой степени на реставрацию. И это наша основная прямая обязанность».
Но в контексте реставрации еще более важная тема, по мнению Галактионовой, – «не деньги, а отсутствие кадров». «Я одержима, скажу честно, этой идеей – привлечением молодых людей именно к этой работе, чтобы молодежь выбирала профессию реставратора. Потому что можно найти сколько угодно денег и засыпаться ими, но это некому будет делать», – сказала директор ГМИИ.
Так что, по ее словам, первоочередная задача сейчас – сформировать запрос на профессию. Но даже в этом случае все не сводится исключительно к денежному аспекту – к заработным платам, хотя и они важны. Проблема шире, и ее решению, судя по разъяснениям Галактионовой, предстоит уделить внимание всем участникам процесса, включая чиновников от культуры.
Иллюстрацию этой проблемы привел Корытин: «В свое время мы делали аналитику по нагрузке на одного реставратора в нашей стране. И например, можете себе представить, на Дальнем Востоке на одного реставратора с категорией приходится до 20–50 тыс. предметов из какого-либо хранения, если мы берем металл, или живопись, или графику». То есть перед реставратором сегодня стоят совершенно неисполнимые задачи – неисполнимые физически.

