0
146
Газета Культура Печатная версия

24.11.2025 18:08:00

Россиянам откроют малоизученные западноевропейские шедевры

ГМИИ имени Пушкина объявил о национальном межмузейном проекте

Тэги: гмии имени пушкина, пушкинский музей, проект автор неизвестен, малоизвестные западноевропейские шедевры, выставка


гмии имени пушкина, пушкинский музей, проект автор неизвестен, малоизвестные западноевропейские шедевры, выставка Гендиректор НГХМ Роман Жукарин, директор ЕМИИ Никита Корытин, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ Виктория Маркова и директор ГМИИ Ольга Галактионова (слева направо) рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются в регионах при изучении и реставрации произведений искусства. Фото автора

Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина дал старт проекту «Автор неизвестен», цель которого – наладить в стране в условиях острейшего дефицита специалистов межмузейный обмен экспертными знаниями и иными ресурсами для изучения фондов региональных музеев и проведения реставрации хранящихся там шедевров западноевропейского искусства. До 50% коллекций региональных музеев либо атрибутированы неправильно и неполно, либо не атрибутированы. Это затрудняет их изучение, популяризацию и в принципе спасение. В рамках проекта планируется создать онлайн-карту шедевров художественных музеев России и провести в 2027 году масштабную межрегиональную выставку.

Национальный межмузейный проект «Автор неизвестен», по мнению его инициаторов – Пушкинского музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ) и Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ), – может стать на ближайшие годы одной из самых важных научно-практических инициатив. О старте проекта было объявлено в конце минувшей недели на пресс-конференции в ГМИИ.

Проблема недостаточной изученности региональных фондов – прежде всего западноевропейского искусства – назревала давно. «До 50% коллекций региональных музеев либо неправильно атрибутированы, либо плохо атрибутированы, либо не атрибутированы вообще. Мы не знаем ни автора, ни, например, чей это портрет, иногда не знаем периода создания, а иногда и школу-то не знаем. Очень много информационных лакун», – сообщил директор ЕМИИ Никита Корытин.

«На сегодняшний день «автор неизвестен» стоит, к сожалению, наверное, на 45% работ из нашей коллекции западноевропейского искусства», – подтвердил гендиректор НГХМ Роман Жукарин.

Другими словами, даже сами сотрудники музеев порой до конца не осведомлены о том, какие именно без преувеличения сокровища могут храниться в разных городах страны, а не только в двух столицах.

Научный куратор проекта, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова провела небольшой экскурс в историю, напомнив, что в начале ХХ века, в послереволюционный период массовой национализации, не только по двум столицам, но и по региональным музеям были перераспределены и частные коллекции, переставшие на тот момент быть частными, и императорские собрания. Инвентаризация при перераспределении проводилась не лучшим образом. Помимо этого в регионах были свои знаковые собиратели искусства. Также важный феномен – усадебные коллекции.

Еще один аспект: музеи способны экспонировать лишь малую часть фондов – от 2–3% в случае крупнейших институций мира и до 7–9% в случае региональных музеев. Остальное, как пояснил Корытин, находится в запасниках. И некоторые шедевры, хранящиеся в региональных музеях, уже настолько в критическом состоянии, что спасать и реставрировать их необходимо было еще вчера, но для этого не хватало ни специалистов, ни ресурсов.

С точки зрения многих посетителей, бизнеса, готового выступать спонсором, да и порой государственных ведомств, главная функция музеев – проведение бесконечной череды выставок, желательно, конечно, блокбастеров, а также – чуть ли не по остаточному принципу – содержание в приемлемом состоянии постоянной экспозиции.

Но для полноценной работы музея важна связка сразу трех направлений деятельности – сохранение, изучение и просвещение. И без обеспечения должной сохранности произведений, без научной базы и многолетних исследований, без трудозатратной реставрации – без всего этого проведение выставок, сделанных не для галочки и позволяющих шире раскрыть коллекции, тоже становится проблемой.

Виктория Маркова обратила внимание на то, что при кажущейся, возможно, второстепенности задачи (зачем изучать и показывать западноевропейское искусство, когда надо разобраться с отечественным?), на самом деле это, по ее мнению, именно «патриотический долг перед историей и перед культурой нашей страны». Без учета таких произведений российская культура начиная с XVIII века и далее оказывается не только не полной, она лишена одного из главных своих элементов.

В качестве примера Маркова привела поэзию Александра Пушкина: «Он не выезжал за пределы России. И он узнал о Рафаэле по тем произведениям, которые были в России. И эту любовь к Рафаэлю, произрастающую из произведений из российских собраний, он передал нам в своих знаменитых стихотворениях».

Проект «Автор неизвестен» должен стать «структурной основой» для взаимодействия музеев России независимо от их размера и местоположения: он обеспечит обмен научными знаниями, опытом и позволит институциям ощутить себя частью общего целого – профессионального сообщества в масштабах страны.

Как рассчитывают инициаторы, проект «Автор неизвестен» долгосрочный, речь идет о периоде ближайших 10 лет. Предполагается проведение ежегодных очных сессий, стажировок, онлайн-консультаций, специализированных семинаров. Первый шаг сделан. В октябре этого года в Екатеринбурге (в ЕМИИ) состоялся семинар с участием почти 20 музеев. Следующий семинар пройдет зимой на площадке НГХМ. Планируется, что подобные встречи будут происходить дважды в год.

Начинания не ограничиваются благими намерениями – ожидаются конкретные результаты. Во-первых, в ГМИИ на 2027 год запланировано проведение межрегиональной межмузейной выставки, которая, отметим, потенциально способна стать сенсационной. К выставке будет выпущен каталог – промежуточный итог совместных изысканий. В процессе подготовки будет решаться и «очень непростая задача» реставрации уникальных памятников. Во-вторых, в планах ГМИИ создание большой онлайн-карты шедевров художественных музеев России. Такие переговоры уже ведутся с Институтом развития интернета.

По словам инициаторов проекта, планы со временем могут уточняться и совершенствоваться. Однако, отметим, со стороны очевидно, что уже сейчас остро стоит вопрос не только об обмене научными знаниями, но и о финансовом обеспечении: та же реставрация – задача дорогостоящая, особенно для региональных музеев. И возможно, проект мог бы стать площадкой в том числе для привлечения внимания потенциальных инвесторов к проблемам сохранения и изучения памятников.

«Про деньги – это ко мне, – сказала «НГ» директор ГМИИ Ольга Галактионова, отвечая на соответствующий вопрос. – Конечно, очень важно финансировать. Поиск средств – повседневная работа административной части музея. Потому что мы ищем средства не только на выставочные проекты, но и в большой степени на реставрацию. И это наша основная прямая обязанность».

Но в контексте реставрации еще более важная тема, по мнению Галактионовой, – «не деньги, а отсутствие кадров». «Я одержима, скажу честно, этой идеей – привлечением молодых людей именно к этой работе, чтобы молодежь выбирала профессию реставратора. Потому что можно найти сколько угодно денег и засыпаться ими, но это некому будет делать», – сказала директор ГМИИ.

Так что, по ее словам, первоочередная задача сейчас – сформировать запрос на профессию. Но даже в этом случае все не сводится исключительно к денежному аспекту – к заработным платам, хотя и они важны. Проблема шире, и ее решению, судя по разъяснениям Галактионовой, предстоит уделить внимание всем участникам процесса, включая чиновников от культуры.

Иллюстрацию этой проблемы привел Корытин: «В свое время мы делали аналитику по нагрузке на одного реставратора в нашей стране. И например, можете себе представить, на Дальнем Востоке на одного реставратора с категорией приходится до 20–50 тыс. предметов из какого-либо хранения, если мы берем металл, или живопись, или графику». То есть перед реставратором сегодня стоят совершенно неисполнимые задачи – неисполнимые физически. 


Читайте также


Татлина - в массе

Татлина - в массе

Дарья Курдюкова

Центр "Зотов" открыл первую за 30 лет ретроспективу новатора-конструктивиста

0
843
 ВЫСТАВКА  "По старой дружбе. Шаржи из коллекции Музея кино"

ВЫСТАВКА "По старой дружбе. Шаржи из коллекции Музея кино"

0
1182
 ВЫСТАВКА  "Константин Коровин и Московская художественная школа"

ВЫСТАВКА "Константин Коровин и Московская художественная школа"

0
1150
Гиляровский, далее везде

Гиляровский, далее везде

Дарья Курдюкова

Музей русского импрессионизма посвятил автору "Москвы и москвичей" выставку-иллюстрацию

0
2593

Другие новости