Глава Минтруда Антон Котяков на конференции в национальном центре «Россия» обсудил вместе с другими участниками карьерные траектории ветеранов СВО. Фото автора
Минтруд начал подготавливать рынок труда к возвращению участников специальной военной операции. В частности, правительство займется проблемой рабочих мест, неприспособленных к людям с инвалидностью. Государство готово возмещать работодателям до 200 тыс. руб. за каждое рабочее место для адаптации предприятий к новым реалиям времени. Также ожидается, что часть вернувшихся с СВО не захотят снова быть наемными работниками, для них станет актуальнее открытие собственного бизнеса, позволяющего «работать на себя». Поэтому Минтруд планирует распространить программу социального контракта на участников СВО, отменив для них порог по уровню дохода.
Помощь участникам СВО в адаптации к мирным условиям – сегодня «абсолютный приоритет для социальной сферы и для правительства».
Об этом сообщил в среду, 26 ноября, глава Минтруда Антон Котяков во время выступления в национальном центре «Россия».
По его словам, государство идет сейчас по пути максимального упрощения процедур для формирования адресной поддержки. В первую очередь это касается ежемесячной денежной выплаты, которая «сегодня назначается автоматически при получении соответствующего статуса участника, ветерана боевых действий», заверил глава Минтруда.
Также упростилась процедура получения инвалидности. Как рассказал министр, «сегодня ребята, еще находясь в госпитале, в течение 3 дней, если это простой случай, и в течение 10 дней, если случай более сложный, в заочной форме получают инвалидность».
Котяков продолжил: как только появляется решение медико-социальной экспертизы и сформирована индивидуальная программа реабилитации, в течение 10 дней Социальный фонд выпускает электронный сертификат на необходимое техническое средство реабилитации.
Причем, по уточнению министра, к этому сертификату предполагается доплата: «В том случае, если, допустим, есть необходимость в более современном и более функциональном техническом средстве реабилитации, протезе, фонд «Защитники Отечества» доплачивает к той сумме, которая есть на электронном сертификате Социального фонда».
Помимо этого в правительстве учитывают, что важным элементом возврата к мирной жизни становится процесс реабилитации уже после выписки из госпиталя. «Социальный фонд, обладающий сегодня целой сетью реабилитационных центров, открыл двери этих центров для участников специальной военной операции, – сказал Котяков. – В этом году 19 тыс. ребят будут охвачены медицинской реабилитацией в учреждениях Соцфонда. И это абсолютно бесплатно».
Меры поддержки совершенствуются с учетом обратной связи от участников СВО. «Сегодня мы видим, что есть молодые ребята, которым требуется при прохождении реабилитации внешняя помощь, поддержка – так называемые сопровождающие лица. С 2026 года… ребята смогут посещать реабилитационные центры вместе со своими близкими и теми, кто будет за ними ухаживать, на всем периоде реабилитации в этих учреждениях», – объявил глава Минтруда.
Будет учтено и другое пожелание. «Мы получили запрос от ребят, что, когда они посещают реабилитационные центры в разных уголках нашей страны, им приходится тратить свои средства на дорогу, оплачивать переезды, а потом предоставлять документы на возмещение затрат в Социальный фонд», – рассказал Котяков и добавил, что начиная с 1 января 2026 года доступна возможность получения проездных билетов непосредственно в кассах ж/д либо авиакомпаний по схеме авансирования. По оценкам Минтруда, в следующем году такими «реабилитационными процедурами» будет хвачено 22 тыс. бойцов с учетом сопровождающих лиц.
Комплексная реабилитация предполагает реинтеграцию в трудовую деятельность. «Когда начиналась специальная военная операция, со стороны государства было принято принципиальное решение о сохранении рабочего места за ребятами, которые уходят в зону боевого соприкосновения», – напомнил Котяков.
«Сегодня мы с инспекцией по труду активно следим за соблюдением этих трудовых прав: ребята, которые находятся там, имеют определенный льготный период для формирования стажа, для пенсионных накоплений, а также имеют четкую убежденность в том, что они смогут вернуться на то рабочее место, которое занимали до начала СВО», – пояснил он.
Но возвращение и к мирной жизни, и на рынок труда – процесс, сопряженный с определенными сложностями. «Мы все прекрасно понимаем, что в период прохождения службы меняются, скажем так, жизненные ожидания, интересы, иногда меняются физические параметры человека», – сказал Котяков. В профильном министерстве решили подготовить к этому рынок труда.
Прежде всего Котяков упомянул бесплатное переобучение на базе центров занятости. Предполагается формирование трехстороннего соглашения между будущим работодателем, соискателем и обучающей организацией для достижения максимального эффекта по дальнейшему трудоустройству ветерана СВО.
Острый вопрос – приспособленность предприятий к тому, что на них теперь будут трудиться люди с инвалидностью. «Отдельные работодатели имеют сегодня сложности с адаптацией рабочего места под ребят с инвалидностью», – отметил Котяков.
Поэтому было решено запустить дополнительную программу, направленную на компенсацию таких затрат работодателя. Министр объявил, что государство готово возместить конкретному работодателю до 200 тыс. руб. за каждое рабочее место, учитывающее индивидуальные особенности вернувшихся с СВО работников.
По данным Минтруда, на текущую дату через центры занятости уже трудоустроено примерно 50 тыс. участников специальной военной операции; около 150 тыс. близких родственников участников СВО также воспользовались этими услугами, нашли работу либо переобучились по интересующим их специальностям.
В октябре в интервью ТАСС Котяков сообщал, что сейчас трудоустроены 57% ветеранов СВО – и это, по его словам, «низкий показатель, который надо повышать».
Но в Минтруде, судя по всему, также понимают, что вовсе не каждый вернувшийся с СВО будет готов вновь стать наемным работником: часть «хотят работать на себя».
С учетом этого министерство планирует, что с 1 января 2026 года участникам специальной военной операции станет доступен социальный контракт, позволяющий открыть свой бизнес. Причем для ветеранов СВО будет отменено главное ограничение для вхождения в эту программу поддержки – порог по уровню дохода.
О том, что российскую экономику нужно заблаговременно подготовить к возвращению участников СВО, некоторые аналитические центры предупреждали еще несколько лет назад.
Но сначала, как можно судить, эксперты рассуждали об этом в основном в позитивном ключе – глядя вдаль через розовые очки. Например, они описывали некий новый денежный пирог и рассказывали о целесообразности перераспределения кусков этого пирога между финансовыми посредниками.
Так, в 2023 году специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП; его материалы направляются в администрацию президента, аппарат правительства, профильные ведомства) сделали предположение, что одним из итогов СВО может стать формирование новой социальной группы «молодых богатых» из военнослужащих, получающих значительные выплаты от государства.
«Соответственно возникает новый ресурс для инвестирования внутри страны… Скорее всего целесообразно создать новую линейку финансовых инструментов для инвестиций в перспективные/развивающиеся отрасли. Инструментов, с одной стороны, достаточно защищенных от специфических рисков конкретных проектов, а с другой – достаточно сконцентрированных на понятных сферах приложения капитала (с учетом социокультурных характеристик молодых патриотически настроенных мужчин, готовых к большему финансовому риску, чем, например, пенсионеры): это информационно-коммуникационные технологии, производство беспилотников, частный космос», – перечислялось в аналитических материалах ЦМАКП.
Также в экспертной среде обсуждалась версия, что ветераны СВО вряд ли захотят массово возвращаться на старую работу и тем более на тот уровень зарплат, который в среднем предлагают гражданские отрасли наемным работникам.
В 2025 году на фоне экономического охлаждения акценты уже сместились с точечных финансовых новаций на макроэкономику и на масштабные социально-экономические сдвиги, которые, судя по экспертным оценкам, вовсе не обязательно будут исключительно позитивными.
В материалах ЦМАКП обсуждается теперь такой сценарий: «Сочетание бюджетной консолидации (отрицательного бюджетного стимула) и политики «дорогих денег» в условиях, вероятно, перманентного внешнего давления и фактора окончания СВО способны спровоцировать стагнационный кризис».
Как сообщил руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов, «завершение СВО может означать частичную демобилизацию, снижение стимулирующих выплат военнослужащим, снижение гособоронзаказа, уменьшение сменности/занятости в промышленности и снижение выплат занятым».
Выходом из этой ситуации, по его мнению, могла бы стать поддержка инвестиционной активности бизнеса, а также развития малого и среднего предпринимательства, его экспансии на рынки – «в том числе бизнеса, создаваемого ветеранами СВО». Но это, по уточнению Дмитрия Белоусова, требует «существенной коррекции денежно-кредитной и фискальной политики».

